6 февраля 2014
Среди наших раритетов, каждый из которых по своему интересен и имеет свою неповторимую историю, не редко встречаются иллюстрации из иностранных газет и журналов 19 века. Это литографии, как правило, выполненные талантливыми художниками-иллюстраторами, лично побывшими на месте событий, или граверами — по фотографиям, которые или давно утрачены, или никому не известные пылятся в частных коллекциях.
Интересно ли, о чем писала периодика 150 лет назад? Конечно интересно! Ведь это живое дыхание истории: люди, события, судьбы, о которых не писали в учебниках и не рассказывали в школе, особенно в нашей советской школе с ее скептическим и отстраненным отношением к досоветской истории России. Наверное, любой из нас, немного напрягшись, припомнит русских императоров 19 века и их очередность на престоле, самые значительные деяния типа отмены крепостного права, некоторые крупные войны и кое-что из истории революционной борьбы. В сущности мы мало что знаем о том времени, так как все сильно изменилось в 1917 г., а историю, как известно, пишут победители.
Мне всегда нравились англичане. Кто-то считает их слишком чопорными и консервативными, но возможно благодаря этому им удается так бережно относиться к своей истории и традициям. На дворе 21 век, а англичане до сих пор могут позволить себе эту роскошь — монархию и королевскую семью (ведущую свою родословную аж от Вильгельма Завоевателя), за жизнью которой с интересом и сочувствием наблюдают миллионы людей. Не трудно представить, что и у нас когда-то была царская семья, но что мы в сущности знаем о ней?
А давайте познакомимся с одним из выдающихся ее представителей! Итак, Великий князь Константин Николаевич Романов!
Мне довелось столкнуться с этой незаурядной личностью изучая старинную литографию с названием 'The Grand Duke Constantine of Russia and suite, on the quater-dech of the 'General-Admiral' — from a photograph by Lake Price', которое соответственно переводится как: «Русский Великий Князь Константин Николаевич со свитой на шканцах «Генерал-Адмирала». Великий князь в парадном мундире показан сидящим на лафете пушки, слева — его адъютант С.А. Грейг, справа — капитан фрегата И.А. Шестаков.
Подробное исследование позволило установить, что Великий князь был запечатлен фотографом г-н Лэйк Прайсом во время официального визита в Великобританию в 1860-61 гг., посвященного знакомству с достижениями англичан в морском деле и кораблестроении. Адмирал русского флота прибыл на Британские острова на фрегате "Генерал-Адмирал", входящем в русскую эскадру Средиземного моря. Перед этим Великий князь посетил Египет, Турцию, Сирию, Святую Землю и южную Европу. Во время пребывания в Англии адмирал посетил самый большой в мире пароход Грейт Истерн (англ. Great Eastern, спущен на воду в 1858 г., оставался самым крупнейшим кораблем до 1899 г., когда был построен, превосходящий его по длинне, Oceanic II). По поводу этого визита Великий князь с юмором отметил, что его собственный фрегат «Генерал-Адмирал» является вторым в мире крупнейшим кораблем, и это его утешает. Кроме того, в программе визита адмирала было посещение Банка Англии, музея «Индийского Дома» (штаб-квартира Ост-Индской Компании в Лондоне), а также, встречи с рядом официальных лиц. Находясь в Англии Великий князь жил в популярном у русской аристократии приморском городке Райд (Ryde), расположеном в северной части острова Уайт, нередко совершал публичные прогулки и оставил о себе самое приятное впечатление у англичан.
Вот та самая статья о визите Константина Николаевича в Англию.
Великий князь Константин Николаевич (1827—1892) — второй сын Николая I и Александры Федоровны, брат императора Александра II, генерал-адмирал русского флота. По желанию отца получил воспитание и образования военного моряка, при рождении был записан на военную службу, в возрасте 4 лет был назначен генерал-адмиралом. В 1846 г. произведен в капитаны первого ранга и назначен командиром фрегата «Паллада». В 1850 г. возглавил Комитет, работавший над дополнением Общего свода Морских уставов, вошел в Государственный совет и Совет военно-учебных заведений. В 1853 г. вступил в управление морским министерством, произведен в вице-адмиралы. С 1860- г. — председатель Адмиралтейств-совета, автор ряда важных реформ. Константин Николаевич был либералом и принимал непосредственное участие в разработке манифеста об отмене крепостного права. В 1960-61 гг. посетил Англию и Францию с целью изучения их достижений в судоходстве и кораблестроении. В 1862-63 гг. служил наместником Царства Польского, после покушения был отозван с должности. Именно он посоветовал брату Александру II продать Аляску (договор о продаже был подписан в 1867 г.). При Александре III (племянник Константина Николаевича), который не одобрял существование у дяди второй семьи, постепенно отстранил его от многих постов и политической деятельности. Вероятно, эта неприязнь была связана с личной семейной трагедией Александра III, его отец — император Александр II, также не был верен жене и после ее смерти женился на бывшей любовнице княжне Екатерине Долгорукой.
Фрегат «Генерал-Адмирал» — винтовой фрегат, названный в честь генерал-адмирала русского флота Великого князя Константина Николаевича. Состоял в составе русского флота с 1858 по 1870 гг. Построен в Америке на верфи Уильяма Вебба по официальному заказу русского императора Николая I. Выбор характеристик корабля был основан на аргументированных предложениях Константина Николаевича построить большой 90-пушечный фрегат, а не средний линейный корабль, как планировалось ранее. Строился и сопровождался в Кронштадт под наблюдением и командованием капитана И.А. Шестакова, ставшего первым командиром судна. После вооружения на базе Кронштадта фрегат был причислен к русской эскадре в Средиземном море. На фрегате Великий князь Константин Николаевич совершил путешествие в Египет, Сирию, Святую землю и южную Европу, а также посетил Англию и Францию с официальным визитом. В 1863 г. фрегат сопровождал, построенный на английских вервях коабль "Первенец". В 1866 г. — второй средиземноморский поход. В 1868 г. — третий средиземноморский поход для эвакуации участников Критского восстания (против Османской империи). В 1869 г. в связи с поражением корпуса гнилью и изношенностью машин фрегат был списан.
искусствовед Елена Лунина
Понравилась статья? Поделись с друзьями!