Зорхана, зурханэ, или зурхана (персидский زور خانه – дом силы; азерб. zorxana, англ. zurkhaneh) – вид традиционной городской спортивной арены, шире - традиционный вид спортивных тренировок (боевая подготовка, борьба), распространенный в Персии (Иран) и других странах региона (Азербайджан, Ирак, Турция, Афганистан), где практиковалась иранская система физической подготовки Varzesh-е Pahlavani (Varzesh-е Bastani). До середины 20 в. зорхана была связана прежде всего с борьбой, она породила похожие виды борьбы дервишей Османской Турции, харкарас Афганистана, а также ахарас (борьба земли) Индии.
Корни зорханы и Varzeseh-е Bastani прослеживаются вплоть до глубокой древности, самые ранние упоминания об учениях и практике зорханы встречаются у авторов эпохи Сефевидов (1501 — 1722). Первоначально комплекс зорханы предполагал физические и психические упражнения. После арабского завоевания Ирана (7 в. н.э.) традиционный иранский спорт некоторое время практиковать не разрешалось. С течением времени иранские традиции вросли в исламскую культуру, системы физподготовки зорхана и Varzesh-е Bastani приобрели новые значения, спортсмены своими успехами доказывали силу веры и лояльность. Ритуалы и традиции Varzesh-е Bastani связаны с суфийскими орденами и идеалами, этическое наполнение физических упражнений – достижение «чистоты сердца». Расцвет зорханы пришелся на время правления династии Сефевидов, когда шиитский ислам стал официальной государственной религией. Первым западным путешественником, описавшим зорхану, был Джон Шарден, который наблюдал ее в 1670-е. Зорхана процветала и в эпоху правления династии Каджаров (1795 - 1925), 19 век для зорханы снова оказался временем расцвета.
Для этого вида спортивных занятий требуется специальное помещение, в центре которого восьмиугольное углубление с деревянным покрытием (глубина, на которую «утоплен» 8-ми угольник – 1 м). Центральная яма называется «суфре», она засыпалась сухими травами, пеплом, мягкой землей и обновлялась через каждые несколько лет. До начала тренировок суфре орошалась водой, чтобы не было пыли. Главный зал зорханы находится чуть ниже земной поверхности для обеспечения постоянной температуры, доступ к главной комнате был возможен только через низкую дверь (не выше 1,5 м.), заставив каждого вошедшего сюда нагибаться при входе. Это правило было знаком скромности гостя, проявлением уважения и почитания зорханы. Традиционная архитектура зорханы напоминала общественную баню, в непосредственной близости от которых они часто и находились.
Первоначально спортсмены носили только штаны, что также символизировало равенство. После исламской революции 1979 г., появилось требование закрыть и верхнюю часть тела. Каждое состязание начинается либо с благочестивой похвалы Пророка и его семьи или, в менее религиозных регионах/ общинах, зорханы ориентируются на примеры из иранской мифологии, (особенно персидский национальный эпос Шахнаме). Занятия состоят в основном из гимнастических и вольных упражнений. Атлетическая тренировка начинается с витков вокруг собственной оси, что соотносится с вихревым танцем суфиев. Спортивные снаряды, которые использовались для тренировок на зорхане, были тяжелыми: палицы, гири, деревянные дубинки (весом до 40 кг), щиты (весом до 120 кг; из положения лежа) и т.п. В периоды расцвета зорханы в состязаниях принимали участие даже люди высшего сословия, при Насер-аль-Дин некоторые государственные чиновники строили себе частные зорхана.
Тренировки в зорханах начинались с танцевальных разминок, которые устраивались для подъема боевого духа и настроения. После этого начинались игры с тяжелыми предметами, которые способствовали развитию ловкости, выдержки и координации атлетов. В конце занятий между пехлеванами (атлетами) шли состязания по борьбе. В зависимости от характера игр в зорханах тренировалось от 20 до 25 человек. Для зрителей вокруг суфре отводились специальные места, во главе которого на высоте около метра располагался "мюршюд" (руководитель зорханы), над головой которого висел колокольчик, звоном которого он обозначал начало и конец игры, а также предупреждал допущенные нарушения. В зорхане присутствовал специальный человек ("сардам"), который сопровождал упражнения ритмической игрой на барабанах и персидской поэзией, включая стихи Саади, Хафиза, Руми, Фирдоуси, и др. классиков. Перед началом состязания пехлеваны-силачи проводили в зорхана разминку, которая чаще всего проходила в сопровождении народных музыкальных инструментов, пения, барабанного боя.
Спортсмены зорханы, увеличивая свое мастерство, проходят несколько ступеней, начиная от «молодого борца» до «национального героя», «великих героев и чемпионов» и заканчивая высшим, доступным единицам рангом - так называемый «Джахан Пахлаван», «герой мира».
Со временем зорханы стали терять статус школ, обучающих военным приемам. Они превратились в памятники культуры. Так, например, в разных регионах Азербайджана появилась традиция во время народных гуляний, праздника Новруз и свадеб разыгрывать спектакли зорханы. С начала 20 в. интерес к традиционным видам спорта в регионе возрос, состязания на зорхане практикуются и в настоящее время. На современных состязаниях присутствуют зрители и СМИ. С 2010 г. иранские ритуалы зорханы включены ЮНЕСКО в число мирового нематериального культурного наследия.