"Художественный журнал" (The Art Journal) – наиболее значимое и влиятельное из изданий по искусству викторианской эпохи. Издавался в Лондоне компанией Джорджа Вирту. Знаменит своими прекрасными гравюрами.
Основан в 1839 издательством гравюр Hodgson & Graves, первоначально назывался Art Union Monthly Journal. 1-й номер издан 15 февраля 1839 г.
Издательством Hodgson & Graves в качестве редактора был нанят журналист С.К. Холл (Samuel Carter Hall 1800 – 1889), которому ассистировал журналист и критик Дж. Даффорн (James Dafforne). Лондонский издатель Дж. Вирту (George C. Virtue, 1794 – 1868) в 1848, приобрел долю в Art Union Monthly Journal, оставив Холла редактором. Вирту изменил название на The Art Journal (с 1849). В 1851 г. журнал опубликовал гравюры с картин из личной коллекций королевы Виктории и принца Альберта в рамках рассказа о Всемирной выставке 1851 г.
Хотя журнал был популярен, публикации длительное время оставались неприбыльными (журнал стал приносить прибыль с 1852 г.), принуждая Холла полностью продать свою долю Вирту, оставив за собой должность редактора. Журнал вел борьбу с подделками на рынке искусства: Холл доказывал, что в импорте подделок на старых мастеров заинтересованы таможни, получающие доход с ввоза картин. Публикуя гравюры старых мастеров, он способствовал сокращению количества подделок и ложных атрибуций на произведения старых мастеров (включая и таких крупных, как Тициан и Рафаэль). Ранние выпуски журнала активно поддерживали художников викторианского объединения «Клика», выступавших как против академической условности, так и против эксцентричности прерафаэлитов за натуралистический бытовой жанр. После 1850 г. журнал стал ассоциироваться с оппозицией только что появившемуся братству прерафаэлитов, которое Холл оценивал как реакционное движение. Статьи журнала нападали на прерафаэлитов, однако поддерживали знаменитого британского критика Джона Рескина, который к прерафаэлитам был благосклонен. После завершения карьеры Холла в 1880 журнал поменял позицию, вступил в конкуренцию с американским «Журналом искусств» (Magazine of Art) и постарался осмыслить влияние импрессионистов на изменение вкуса публики. Тем не менее журналу не удалось сохранить свою нишу, и издание было прекращено в 1912 г.