Крымская сюита – серия офортов Игнатия Нивинского, созданная в 1916-17 г. по результатам поездки художника в Крым. Это была вторая крупная серия офортов мастера после созданной в 1912 г. «Итальянской сюиты» с видами городов Италии и их архитектурных памятников. Офорты «Итальянской сюиты» были чисто линейными, в «Крымской сюите» активно используется тон при помощи акватинты.
Офортом Нивинский начал заниматься в начале 1910-гг. (по разным данным в 1911 или 1912), интерес к гравюре возник после заграничным путешествий и знакомства с европейскими мастерами. Интерес к практическому освоению гравюры возник после знакомства с выпускником Академии художеств в Петербурге по классу гравюры Матэ. Офортист Генрих Эрнестович Гаман давал Нивинскому первые советы по освоению техники травления и печати офорта*. Дополнительный стимул дала обширная экспозиция отдела русской гравюры в составе 19-й выставке Московского товарищества художников (1912 г.) Нивинский выставлял свои офорты на выставках этого объединения в течение 10-ти лет, в общей сложности создав к 1925 г. около 100 листов – подчас очень крупных по размерам и разнообразных по сюжетам.
От чистого классического офорта Нивинский довольно быстро стал переходить к использованию дополнительных техник, в 1-ю очередь акватинты, которая придает гравюрам серии «Крымская сюита» глубину и сочность. Помимо акватинты Нивинский использовал технику сухой иглы, мягкого лака, цветного офорта в 2 доски, печатал вручную через холст, марлю и пр.
В «Крымской сюите» видны творчески переработанные черты стиля экспрессионизм, что выражается в использовании смелых ракурсов, диагональных композиций, декоративной трактовке деревьев, облаков, пейзажа, большая контрастность. Большинство досок крымской серии созданы с натуры. Нивинский в своих путешествиях и экскурсиях возил с собой готовые доски для офорта, выбрав мотив, художник набрасывал его карандашом, а после сразу наносил на доску. Крымская серия отличалась от итальянской не только технически, но и тематически: она включала не только архитектурные пейзажи, но и бытовые сценки, и пейзажи со стаффажем.
"Крымская сюита" была издана Государственным издательством в виде подборки качественных репродукций в 1925 г.
*использованы данные П. Эттингер из вступительной статьи 1923 г.