Комитет Сибирской Железной Дороги (КСЖД) - высший административный законосовещательный государственный орган, учрежденный для общего руководства строительством Сибирской железной дороги. Существовал в 1892 –1905 гг.
Создан по инициативе министра финансов С.Ю. Витте для преодоления ведомственной разобщенности. В состав КСЖД вошли министры внутренних дел, государственных имуществ, финансов, путей сообщения и государственный контролер, позднее — военный министр и управляющий морским министерством. Первое заседание КСЖД состоялось 10 февраля 1893 г. Председателем КСЖД назначен наследник престола великий князь Николай Александрович, вице-председателем — председатель Комитета министров Н.Х. Бунге. Вступив на престол в 1894, Николай II сохранил за собой председательствование в КСЖД.
Поскольку в компетенцию КСЖД входили вопросы, связанные не только с направлением отдельных участков магистрали, ассигнованиями на их строительство, но и организация крестьянских переселений, развитие сухопутного, морского и речного транспорта и даже некоторые внешнеполитические вопросы (КВЖД), на практике КСЖД стал высшим государственным органом по выработке правительственной политики в отношении Сибири. Хотя КСЖД был образован для непосредственной координации строительства дороги, надолго объединив руководство основными направлениями, он, по сути, стал инструментом для осуществления правительственной политики по освоению Сибири и Дальнего Востока. Часто в официальных документах его называли "Сибирским комитетом", что еще больше подчеркивало преемственность с предыдущими Сибирскими комитетами.
КСЖД осуществлял свои решения через министерства. 3 июня 1893 в составе Министерства путей сообщения было образовано управление по сооружению Сибирской железной дороги (существовало до 1899, затем его функции переданы управлению по сооружению железной дороги этого министерства), а в Министерстве внутренних дел создано Переселенческое управление.
Одной из центральных задач КСЖД была организация мер, способствующих заселению Сибири, с первых дней своего существования КСЖД ставил задачу содействовать переселениям в Сибирь. Реализуя свои задачи, КСЖД организовал комплексное научное изучение Сибири, в частности, геологические, геодезические, гидрографические экспедиции. По инициативе КСЖД проведена топографическая съемка местности, определены геологические условия строительства Сибирской железной дороги, разведаны месторождения полезных ископаемых (угля, золота) и мн. др. проекты. Высокую оценку получила экспозиция КСЖД на Всемирной выставке 1900 в Париже.