Михаил Александрович Зичи (Михай Зичи 1827 г. Зала, Венгрия — 1906, Санкт-Петербург) — венгерский художник, живописец, акварелист, рисовальщик, иллюстратор. Придворный художник русских императоров, много лет работал в России. Любимый портретист Николая I и Александра II. Александр III коллекционировал произведения Зичи и украшал ими свои комнаты в Гатчинском дворце.
Выходец из знатного венгерского рода. Рисовать начал в детстве. Окончил гимназию и университет в Будапеште. Изобразительному искусству учился в Будапеште у итальянского художника Якоба Мароштони, с 1844 - в Академии художеств Вены у знаменитого мастера стиля бидермейер Ф. Г. Вальдмюллер (Ferdinand Georg Waldmüller, 1793— 1865). Мастерство Вальдмюллера оказало большое влияние на будущего художника, тонкая наблюдательность Вальдмюллера, его умение изысканно передавать романтическую атмосферу в пейзажах, выявлять наиболее характерные личностные черты в портретах сформировало вкус Зичи.
В 1840-х Зичи выставлял картины в Вене. В 1847 году великая княгиня Елена Павловна, сестра русского царя Николая I, обратилась к Ф. Вальмюллеру с просьбой учить её дочь живописи, но венскому художнику не хотелось покидать родной город и он послал в Санкт-Петербург своего лучшего ученика - Михая Зичи. В Петербург приехал в 1847/48 г., помимо княгини преподавал также в некоторых других аристократических домах. С 1849 г. в знак протеста против политики русских царей во время Венгерского восстания 1848-49 гг. оставил преподавание и занялся ретушью и изготовлением рисунков для продажи. В 1856 г. Зичи выполнил ряд акварелей, посвященных коронации Александра II, также на тему коронации Александра II Зичи создал полотно в технике масляной живописи.
В 1858 удостоился звания академика. В 1858 г. о творчестве Зичи написал посетивший Петербург Теофиль Готье, что вновь сделало художника востребованным в России: в 1859 г. Зичи был назначен придворным художником, «историком придворной жизни» и оставался им до 1879 г. В числе работ, выполненных для царствующей семьи, акварели и рисунки на темы событий из жизни двора и событий государственного значения. На его рисунках запечатлены сцены императорской охоты, балов, театральных представлений, парадов, военных походов, приемы, карикатуры на придворных и пр. – всего около 500 рисунков. Сопровождая императора в поездках по стране, Зичи делал много зарисовок, которые впоследствии служили материалом для работы над большими композициями.
В 1869 г. в Петербурге прошла устроенная царской семьей выставка в пользу раненых, где экспонировались все работы Зичи, в т.ч. были представлены картины на сюжеты европейской истории. В 1874 г. попросил отставку и уехал с семьей в Венгрию, где писал работы по заказам венгерского правительства и делал рисунки для иллюстрированных изданий. В 1880/83 г. снова приехал в Россию и работал придворным художником, хроникером церемоний. Почетный член академии Российской Академии художеств (1898). Похоронен в Будапеште. В фамильном доме Зичи в настоящее время устроен музей.
Помимо деятельности придворного художника Зичи известен как иллюстратор русской и мировой классики. Иллюстрированием он занялся с 1850-х гг. («Слово о полку Игореве» 1853, «Песнь о вещем Олеге» 1860-е, «Бахчирасайский фонтан» обе - А.С. Пушкина), с 1870-х обратился к русской литературе своего времени. Одной из вершин Зичи как иллюстратора является его цикл по «Демону» М.Ю. Лермонтова (19 листов в настоящее время хранятся в музее Института русской литературы). Полный текст поэмы при жизни поэта по цензурным соображениям не печатался, впервые опубликована целиком за рубежом в 1856 Г, в России – 1860 и сразу привлек внимание художника. Среди листов серии «Летящий Демон», «Тамара у источника», «Демон над плачущей Тамарой», «Спящая Тамара и Демон», «Молящаяся Тамара в церкви», «Тамара в объятиях Демона», «Ангел, уносящий душу Тамары», «Ангел с душой Тамары и Демон». Эти станковые листы сложились в цикл наиболее значимых эпизодов поэмы. В 1879 г. И.И. Глазунов выпустил роскошно оформленное издание поэмы «Демон» с иллюстрациями Зичи. Книга с гравюрами по рисункам Зичи была опубликована также в Тифлисе в 1891 г. Зичи работал над иллюстрациями к «Демону» с 1860-х гг. и планировал завершить цикл в 1880-х гг.
В 1881 г. художник посетил лермонтовские места на Кавказе, в 1883 г. преподнес в дар музею Лермонтова в Пятигорске сделанные в поездке рисунки. Среди других иллюстративных циклов Зичи «Княжна Мери» М.Ю. Лермонтова (частично опубл. в 1891 г.), «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели. Из зарубежных авторов создал иллюстрации к Гете, Шекспиру, венгерским поэтам («Трагедия человека» Имре Мадача) и др. авторам.
Среди работ, не связанных с русским двором, нужно выделить большое полотно «Триумф гения разрушения» на темы европейских войн, роспись створок алтаря часовни Св. Имры в костеле Матиаша (Будапешт), а также эротические рисунки.
Выходец из знатного венгерского рода. Рисовать начал в детстве. Окончил гимназию и университет в Будапеште. Изобразительному искусству учился в Будапеште у итальянского художника Якоба Мароштони, с 1844 - в Академии художеств Вены у знаменитого мастера стиля бидермейер Ф. Г. Вальдмюллер (Ferdinand Georg Waldmüller, 1793— 1865). Мастерство Вальдмюллера оказало большое влияние на будущего художника, тонкая наблюдательность Вальдмюллера, его умение изысканно передавать романтическую атмосферу в пейзажах, выявлять наиболее характерные личностные черты в портретах сформировало вкус Зичи.
В 1840-х Зичи выставлял картины в Вене. В 1847 году великая княгиня Елена Павловна, сестра русского царя Николая I, обратилась к Ф. Вальмюллеру с просьбой учить её дочь живописи, но венскому художнику не хотелось покидать родной город и он послал в Санкт-Петербург своего лучшего ученика - Михая Зичи. В Петербург приехал в 1847/48 г., помимо княгини преподавал также в некоторых других аристократических домах. С 1849 г. в знак протеста против политики русских царей во время Венгерского восстания 1848-49 гг. оставил преподавание и занялся ретушью и изготовлением рисунков для продажи. В 1856 г. Зичи выполнил ряд акварелей, посвященных коронации Александра II, также на тему коронации Александра II Зичи создал полотно в технике масляной живописи.
В 1858 удостоился звания академика. В 1858 г. о творчестве Зичи написал посетивший Петербург Теофиль Готье, что вновь сделало художника востребованным в России: в 1859 г. Зичи был назначен придворным художником, «историком придворной жизни» и оставался им до 1879 г. В числе работ, выполненных для царствующей семьи, акварели и рисунки на темы событий из жизни двора и событий государственного значения. На его рисунках запечатлены сцены императорской охоты, балов, театральных представлений, парадов, военных походов, приемы, карикатуры на придворных и пр. – всего около 500 рисунков. Сопровождая императора в поездках по стране, Зичи делал много зарисовок, которые впоследствии служили материалом для работы над большими композициями.
В 1869 г. в Петербурге прошла устроенная царской семьей выставка в пользу раненых, где экспонировались все работы Зичи, в т.ч. были представлены картины на сюжеты европейской истории. В 1874 г. попросил отставку и уехал с семьей в Венгрию, где писал работы по заказам венгерского правительства и делал рисунки для иллюстрированных изданий. В 1880/83 г. снова приехал в Россию и работал придворным художником, хроникером церемоний. Почетный член академии Российской Академии художеств (1898). Похоронен в Будапеште. В фамильном доме Зичи в настоящее время устроен музей.
Помимо деятельности придворного художника Зичи известен как иллюстратор русской и мировой классики. Иллюстрированием он занялся с 1850-х гг. («Слово о полку Игореве» 1853, «Песнь о вещем Олеге» 1860-е, «Бахчирасайский фонтан» обе - А.С. Пушкина), с 1870-х обратился к русской литературе своего времени. Одной из вершин Зичи как иллюстратора является его цикл по «Демону» М.Ю. Лермонтова (19 листов в настоящее время хранятся в музее Института русской литературы). Полный текст поэмы при жизни поэта по цензурным соображениям не печатался, впервые опубликована целиком за рубежом в 1856 Г, в России – 1860 и сразу привлек внимание художника. Среди листов серии «Летящий Демон», «Тамара у источника», «Демон над плачущей Тамарой», «Спящая Тамара и Демон», «Молящаяся Тамара в церкви», «Тамара в объятиях Демона», «Ангел, уносящий душу Тамары», «Ангел с душой Тамары и Демон». Эти станковые листы сложились в цикл наиболее значимых эпизодов поэмы. В 1879 г. И.И. Глазунов выпустил роскошно оформленное издание поэмы «Демон» с иллюстрациями Зичи. Книга с гравюрами по рисункам Зичи была опубликована также в Тифлисе в 1891 г. Зичи работал над иллюстрациями к «Демону» с 1860-х гг. и планировал завершить цикл в 1880-х гг.
В 1881 г. художник посетил лермонтовские места на Кавказе, в 1883 г. преподнес в дар музею Лермонтова в Пятигорске сделанные в поездке рисунки. Среди других иллюстративных циклов Зичи «Княжна Мери» М.Ю. Лермонтова (частично опубл. в 1891 г.), «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели. Из зарубежных авторов создал иллюстрации к Гете, Шекспиру, венгерским поэтам («Трагедия человека» Имре Мадача) и др. авторам.
Среди работ, не связанных с русским двором, нужно выделить большое полотно «Триумф гения разрушения» на темы европейских войн, роспись створок алтаря часовни Св. Имры в костеле Матиаша (Будапешт), а также эротические рисунки.