Шварц Вячеслав Григорьевич (или Швартц; 1838 — 1869) — русский живописец, академик, основоположник историко-бытового жанра в русской живописи. Главная тема творчества – быт допетровской Руси. Для работ Шварца характерно правдивое изображение исторического антуража: интерьеров, костюма и пр.
Родился в Курске. Сын участника войны 1812 г. генерала Г.Е. Шварца. Детство прошло на Кавказе, где отец будущего художника служил начальником военного округа. Рисовать начал в раннем детстве, в 1846 г. семья переехала в Москву, 8-летний Вячеслав продолжил занятия рисованием под руководством бывшего ученика Московской рисовальной школы С. Щёголева. В 1851 г. семья переехала в Петербург. В 1852 г. Вячеслав поступил в Императорский Александровский Лицей, где занимался рисованием под руководством Василевского и пейзажиста А.И. Мещерского (1834-1902). Окончил Лицей в 1859 г. с золотой медалью. В том же 1859 г. поступил на историко-филологический факультет в Петербургский Университет, учился у проф. Н.И. Костомарова. В тоже время поступил в Академию Художеств, где занимался в батальной классе у Б.П. Виллевальде. Позднее добился перевода в натурный, а затем и в исторический класс. В 1859/60 г. за рисунок «Свидание великого князя Святослава с греческим императором Цимисхием» получил серебряную медаль Академии. В 1860 г. получил серебряную медаль за рисунок «Иоанн Грозный под Казанью». В 1861 г. посетил в Германию. В Берлине работал в мастерских Шютца (Theodor Christoph Schüz 1830-1900) и Шрадера (Julius Friedrich Anton Schrader 1815 - 1900). После Берлина посетил Дрезден, Кёльн, Франкфурт-на-Майне и Майнц. За время путешествия создал альбом путевых рисунков. По возвращении в России начал работу над картиной «Иоанн Грозный у тела убитого им сына». В 1862 г. картон к картине получил большую серебряную медаль Академии. Новшеством в трактовке образа царя была попытка раскрыть через психологию трагедию деспота. Впоследствии В.В. Стасов писал, что "подобной великой задачи исторической и психологической не смел и не умел взять ни один наш живописец раньше Шварца". В последующие годы Шварц несколько раз обращался к теме Ивана Грозного (картина "Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным" (1862), иллюстрации к "Песне про купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова (1862-64) и к роману А. К. Толстого "Князь Серебряный" (1863-65).
В 1862 под влиянием немецких впечатлений создан картон «Вальпургиева ночь». В 1863 г. снова уехал в Европу. Сначала посетил города Германии, после работал в Париже в мастерской мастерской исторического живописца Ж. Лефевра (Jules Joseph Lefebvre 1836-1911), Жерома (Jean-Léon Gérôme; 1824 — 1904), а также на натуре в Париже, Барбизоне и Фонтенбло. В Париже создал рисунок «Игумен Даниил перед Балдуином I» и «Николай Угодник». В 1864 г. вернулся в Россию, в том же году создал живописный вариант «Иван Грозный у тела убитого им сына», отмеченный серебряной медалью Академии. В 1865 г. за картину «Вербное Воскресение во времена Алексея Михайловича» получил звание академика исторической живописи и избран действительным членом Русского Археологического Общества. В последующий период, в расцвет творчества, создал полотна «Игра в шахматы», «Стрелец XVI века», «Схимник», «Русское посольство при дворе германского императора», «Посольский приказ в Можайском уезде», рисунки «Воевода времен царя Алексея Михайловича», «Плач Ярославны», рисунки для постановки драмы А. Толстого:«Смерть Ивана Грозного». В 1867 г. командирован Академией в Париж для устройства русского художественного отдела на всемирной выставке. За работу на выставке получил золотую и бронзовую медали, награжден орденом Почетного Легиона, за картину «Голштинские послы в посольском приказе» получил золотую медаль от международного жюри. В Париже завершил картину «Патриарх Никон», работал в мастерской Мейссонье (Jean-Louis-Ernest Meissonier, 1815 — 1891). В 1867 г. принял участие в постановке пьесы «Смерть Иоанна Грозного» А. Толстого (Веймар). В 1867 г. вернулся в Россию. В последний период творчества, в 1868 г., выполнил рисунки «Обряд поднесения перчатки на царской соколиной охоте», «Наречение царской невесты царевной», картины «Гонец XVI века», «Вешний царский поезд на богомолье во время Алексия Михайловича». За картину «Вешний выезд» получил от Академии почетное звание вольного общинника.