Джордж Ромни (англ. George Romney 1734-1802) — английский художник-портретист, один из известнейших английских портретистов 18-го столетия.
Родился в семье краснодеревщика, склонность к изобразительному искусству проявил в детстве. Первоначально отец стал обучать Джорджа своему ремеслу. В юности копировал гравюры из иллюстрированных журналов. Первые уроки брал у странствующего портретиста Кристофера Стиля (1751-55), после работал в Ланкастере и Кендале. Через первого учителя (Стил некоторое время работал в Париже у Ж.-Б. Ванлоо) Ромни воспринял влияние французских портретистов того времени. С 1962 г. переехал в Лондон, где начал писать портреты в манере Джошуа Рейнольдса и быстро завоевал популярность, получая заказы от лондонской знати (портреты герцога Ричмонда, графини Дерби, леди Уорвик и ее детей, герцогинь Гордон и Ларсон, и мн. др.) В отличие от Рейнольдса не ставил целью глубокий психологический анализ модели, предпочитая передавать сиюминутной настроение и живое, непосредственное чувство, чему соответствовала его быстрая, живая живописная манера.
В 1773-75 г. Ромни путешествовал по Италии (Рим, Парма), где воспринял любовь к классической уравновешенной композиции, плавному ритму, чистым контурам, локальным и ясным цветовым сочетаниям.
по возвращении открыл студию на Кавендиш-сквер и вновь пользовался большим успехом. Через мастерскую Ромни прошли более 9000 моделей, среди них философ Э. Берк, историк Тюрлоу, актеры Сара Сиддонс и Гаррик, художник и поэт Уильям Блейк, поэт Шеридан, ученый Эразм Дарвин и др. В 1782 г. познакомился с 19-летней Эммой Эммы Харт (будущая леди Гамильтон), с которой написал более 60-ти портретов, в т.ч. историзованных и в виде мифологических персонажей в 1782-1791 гг. С влиянием «музы» связан высший взлет в творчестве Ромни. В 1797 художник переехал в новый дом в Хэмпстеде, который сам сконструировал. В поздний период, в Хэмстеде, Ромни почти отошел от портретирования, предпочитая создание сложных многофигурных композиций по мотивам произведений Шекспира и Мильтона, в чем исследователи видят черты романтизма, который на рубеже веков становится ведущим художественным движением Англии и Европы. Сам художник среди своих работ более всего ценил эти поздние композиции, но в истории искусств остался как портретист. В 1799 г. вернулся из Лондона в провинцию, к семье, оставленной в 1762 г. Похоронен в г. Dalton-in-Furness. Портреты Ромни хранятся во многих крупнейших музеях мира, в т.ч. в Эрмитаже (Санкт-Петербург), галерее Тэйт (Лондон), Лувре (Париж), Национальной портретной галерее Лондона и мн. др.
Родился в семье краснодеревщика, склонность к изобразительному искусству проявил в детстве. Первоначально отец стал обучать Джорджа своему ремеслу. В юности копировал гравюры из иллюстрированных журналов. Первые уроки брал у странствующего портретиста Кристофера Стиля (1751-55), после работал в Ланкастере и Кендале. Через первого учителя (Стил некоторое время работал в Париже у Ж.-Б. Ванлоо) Ромни воспринял влияние французских портретистов того времени. С 1962 г. переехал в Лондон, где начал писать портреты в манере Джошуа Рейнольдса и быстро завоевал популярность, получая заказы от лондонской знати (портреты герцога Ричмонда, графини Дерби, леди Уорвик и ее детей, герцогинь Гордон и Ларсон, и мн. др.) В отличие от Рейнольдса не ставил целью глубокий психологический анализ модели, предпочитая передавать сиюминутной настроение и живое, непосредственное чувство, чему соответствовала его быстрая, живая живописная манера.
В 1773-75 г. Ромни путешествовал по Италии (Рим, Парма), где воспринял любовь к классической уравновешенной композиции, плавному ритму, чистым контурам, локальным и ясным цветовым сочетаниям.
по возвращении открыл студию на Кавендиш-сквер и вновь пользовался большим успехом. Через мастерскую Ромни прошли более 9000 моделей, среди них философ Э. Берк, историк Тюрлоу, актеры Сара Сиддонс и Гаррик, художник и поэт Уильям Блейк, поэт Шеридан, ученый Эразм Дарвин и др. В 1782 г. познакомился с 19-летней Эммой Эммы Харт (будущая леди Гамильтон), с которой написал более 60-ти портретов, в т.ч. историзованных и в виде мифологических персонажей в 1782-1791 гг. С влиянием «музы» связан высший взлет в творчестве Ромни. В 1797 художник переехал в новый дом в Хэмпстеде, который сам сконструировал. В поздний период, в Хэмстеде, Ромни почти отошел от портретирования, предпочитая создание сложных многофигурных композиций по мотивам произведений Шекспира и Мильтона, в чем исследователи видят черты романтизма, который на рубеже веков становится ведущим художественным движением Англии и Европы. Сам художник среди своих работ более всего ценил эти поздние композиции, но в истории искусств остался как портретист. В 1799 г. вернулся из Лондона в провинцию, к семье, оставленной в 1762 г. Похоронен в г. Dalton-in-Furness. Портреты Ромни хранятся во многих крупнейших музеях мира, в т.ч. в Эрмитаже (Санкт-Петербург), галерее Тэйт (Лондон), Лувре (Париж), Национальной портретной галерее Лондона и мн. др.