Павлов Николай Александрович (1899-1968) - русский и советский художник-график. Родился в Саратове, учился в Боголюбовском рисовальном училище, в Государственных свободных художественных мастерских у П.С.Уткина, в начале 1920-х годов переехал в Петроград и поступил в Высший художественно-технический институт - бывшую Академию художеств, где обучался у у графиков Д.И. Митрохина, В.М. Конашевича, основным его наставником стала мастер гравюры и эстампа Е.С. Кругликова, пользовавшаяся известностью во Франции, где среди ее учеников был блестящий график Дюнуайе де Сегонзака. Под руководством Кругликовой Н. Павлов освоил искусство офорта, включая как травленый штрих, так и акватинту, мягкий лак, черную манеру и сухую иглу. Дипломной работой Н.А. Паслова стала серия листов "Десять лет Советской власти в ее типических проявлениях" (офорт "Киносъемка на фабрике "Совкино" (1928) и др.) В 1930-х создавал циклы больших эстампов, выполненные в технике гравюры на металле ("Постройка лесовоза" 1932), "На Октябрьском (Московском) вокзале в Ленинграде" 1931, "Ленинградский судостроительный" 1935, офорт "Тяжеловозы" 1933, офорты "Спуск лесовоза", "На полевом стане"). Работу в технике офорта Павлов обогатил включением цвета. Испробовав возможности цветной гравюры в гравировании на металле, художник стал применять печать в несколько красок и в литографии (пейзажи "Летний сад", "Исаакиевская площадь", "На Дворцовой"). В литографиях с видами Ленинграда не только оригинально разработаны петербургские мотивы, но и отмечены приметы жизни и городского быта 1930-х годов. В технике цветного эстампа исполнены и литографии "Портрет С.М. Кирова", "А.С.Пушкин в книжной лавке А.Ф.Смирдина", считающиеся одними из лучших работ мастера. Большая серия работ на темы "Пушкинианы" и один из лучших созданных Павловым портретов А.С. Пушкина были созданы к 100-летней годовщине со дня смерти поэта. Большая серия эстампов Павлова посвящена художникам-современникам (скульптор и педагог А.Т. Матвеев, живописцы и педагоги А.А. Осмеркин и А.И. Савинов, график К.И.Рудаков), серия создавалась на основе натурных рисунков в технике сухой иглы. К этой серии примыкает и оставшийся в стадии карандашного наброска, но не менее выразительный портрет Е.С. Кругликовой. В годы Великой Отечественной войны Н.А. Павлов оставался в осажденном Ленинграде, посещая авиационные соединения и корабли Балтийского флота и создав портреты героев-летчиков и моряков экипажа гвардейского эскадренного миноносца "Стойкий". Тема войны отражена также в зарисовках быта ленинградцев ("Уборка снега", "За водой", "Пожар на Бадаевских складах 8 сентября 1941 года", "Квартира после артиллерийского обстрела" 1941). Особый ракурс на события и впечатления военных лет представлен в серии рисунков, посвященных памятникам скульптуры. В послевоенные годы вновь обращался к теме Пушкина и историческому портрету ("А.С.Пушкин на даче А.О.Смирновой-Россет", "Портрет Уистлера", "За самоваром Отто Нагель с супругой"). В жанре натурного портрета запечатлел образы современников (портреты живописцев И.А.Владимирова, С.Г.Невельштейна, портреты жены и сына художника). Тонкий артистизм, глубина переживаний отмечают "Портрет И.П. Дервиз" - один из лучших рисунков русской графики 1950-х годов. В нем чувствуется связь с классическим наследием и, вместе с тем, особая проникновенность и напряженность, присущие искусству середины двадцатого века. Творчество Н.А. Павлова развивалось в лучших традициях петербургской-ленинградской художественной культуры. Среди учеников Павлова народный художник России, академик В.А.Ветрогонский.
Художественный рейтинг 4В