Квентин Массейс (Quinten Massijs, Quinten Matsys/Metsys; 1465/1466 — 1530) — фламандский живописец, основатель Антверпенской школы, один из крупнейших нидерландских живописцев первой половины XVI в. Родился в Левене, по легенде готовился стать кузнецом прежде чем стал художником. Работал в Антверпене более 20 лет, создав произведения на религиозные сюжеты, жанровые сцены морализирующего содержания и портреты. Стремился к синтезу принципов нидерландского и итальянского Возрождения, проявил интерес к реальному жизненному началу — портретным характеристикам, бытовой обстановке, пейзажной среде. Оказал сильное влияние на нидерландских и немецких мастеров XVI в.
О начальном этапе жизни художника известно мало. По легендам, он происходит из семьи кузнеца и/или сам готовился стать кузнецом, но, попробовав, расписывать бутафорию для карнавальных празднеств, избрал карьеру художника. Согласно документам, семья Массейса имела неплохой доход и Квентин стал художником не по нужде.
В 15 в. главными центрами притяжения для художников в Исторических Нидерландах были Брюгге, Гент, Брюссель, Турне. Левен старался встать в один ряд с этими городами, а начале 16 в. таким новым центром стал Антверпен, опередивший Брюгге, Гент, Брюссель, Мехелеа и Левен. Нет свидетельств, что статус мастера гильдии Св. Луки Массейс получил в Левене, но считается, что он учился именно здесь. Хотя нет документов об его ученичестве, вероятность, что он был самоучкой, историки отрицают. Истоки подготовки Массейса доподлинно неизвестны, однако его стиль отражает влияние художественного метода Дирка Баутса (Dieric Bouts 1415 –1475), который принес в Левен влияние Мемлинга и Ван дер Вейдена. Массейс покинул Левен в 1491, в возрасте 25 лет он поселился в Антверпене, где стал членом гильдии Св. Луки (1491) и основал собственную мастерскую. В Антверпене, в свою очередь, уже его собственный стиль внес важный вклад в развитие фламандского искусства в направлении, идущем от ван Эйка и ван дер Вейдена. Документированных свидетельств о путешествии Массейса в Италию не существует, тем не менее историки обнаруживают в его картинах заметное влияние итальянского Возрождения. В числе учеников Массейса в Антверпенский период были четверо художников (Arian van Overbeke, Willem Muelenbroec, Eduart Portugalois, Hennen Boeckmakere). Считается, что некоторые пейзажи в картинах Массейса писал Иоахим Патинир.
В числе наиболее известных работ Массейса «Уродливая герцогиня» (1515), «Портрет старика» (1513), «Меняла и его жена» (1514). «Старая женщина в стиле гротеск» (Уродливая герцогиня), возможно, наиболее известная из его работ; есть точка зрения, что это метафорический портрет графини Маргариты Тирольской, известной как «Маульташ».
Массейс также писал религиозные алтарные образы и триптихи, наиболее знаменитый из которых в ц. Св. Петера в Левене. Традиционно для фламандцев, работы Массейса пронизаны религиозным чувством, которое дополняется реализмом и склонностью к гротеску. Лица простолюдинов у Массейса можно считать «предтечами» образов Стена и Остаде. Тщательная моделировка сочетается у Массейса со смягченными эффектами светотени, четкие контуры, полная завершенность, вдумчивость, внимание к деталям и богатство сияющих пигментов являются признаками стиля художника, истоки которого принято прослеживать от Вейдена, от ван Эйка и Мемлинга через Дирка Баутса. Как большинство фламандских живописцев периода, он отдавал дань внимательному изображению ювелирных украшений, тканям, и орнаментике в целом. Яркие сияющие цвета и некоторые другие признаки живописи Массейса считаются проявлением черт маньеризма.
В картинах Массейса есть как гиперболизация черт (подчеркнутая меланхолия и утонченность святых, жестикуляция и жестокие гримасы тюремщиков и надзирателей), так и стремление к выражению индивидуальных характеров. Сатирическая тенденция ярко выражена в картинах с ростовщиками (Лувр, Виндзор), где показаны их жадность и алчность. Массейс имел хорошие навыки портретиста. В числе важнейших примеров его портретной живописи Его Ægidius (Peter Gilles) нарисованный с Томаса Мора, и портрет императора Священной Римской Максимилиана I из галереи Амстердама. В портретном жанре Массейс находился под глубоким влиянием современников Луки ван Лейдена и Яна Госсарта (Мабюза). В портретах Массейс стремился выразить индивидуальные черты, настроение и характер портретируемого, т.е художник руководствовался реалистическими принципами. На примерах религиозной живописи Массейса («Богоматерь с Христом», «Эссе Хомо», «Мать скорбящая» - Лондон, Антверпен) принято показывать влияние на живопись Массейса итальянского Ренессанса. Считается, что он знал работы Леонардо благодаря гравюрам, его «Мадонна с ягненком» вдохновлена «Святой Анной с Мадонной и младенцем Христом» и отражает влияние Да Винчи. В числе других важных работ на религиозные темы 2 больших алтарных триптиха «Алтарь Св. Анны» (1507–1509) и «Воскресение Христа» (1508–1511), заказанные для ц. Св. Петера в Левене. Квентин Массейс также писал часть алтаря для монастыря Да Мадре-де-Деус (Богоматери) в Лиссабоне (до 1511 г.) Сыновья Квентина Ян и Корнелиус тоже стали художниками. Внук Квентина, сын Яна Квентин Массейс-младший был придворным художником Тюдоров, создал портрет королевы Елизаветы I.