Jean Lebedev (Иван Константинович Лебедев) 12.11.1884, Богородск Нижегородской губ. — 21.09.1972, Ним, Франция).
В 1907 окончил Училище речного судоходства в Нижнем Новгороде. В 1909 по политическим причинам эмигрировал, попал в Бельгию, потом переехал в Париж. Сблизился с художниками Монпарнаса, часто бывал в артистическом кафе “Camélèon”. В 1909–14 посещал занятия в Национальной школе изящных искусств, академии А. Матисса, мастерской Л. Л. Толстого, Русской академии (у С. Ф. Булаковского). Увлекся гравюрой, изучал старинные коллекции Национальной библиотеки. До I мировой войны был представителем-посредником между русскими художниками и салоном Независимых, помогал россиянам участвовать в экспозициях салона.
В 1914–17 изготавливал листовки, плакаты и объявления для русских солдат на Французском фронте. Исполнил первые книжные иллюстрации: “О трех рыцарях и рубахе. Повесть XIII века” Ж. де Безье и “Глухие слова” Амари (обе — Москва, 1916), библиофильское издание “Король Лир” Шекспира (Париж, 1916).
В 1919 начал иллюстрировать книги для парижского издательства “Mornay”, позже — для издательства “Fayard”, “Trianon”, “Crès”, “Pot Cassè”. Работал в технике ксилографии. В 1920–30-е проиллюстрировал около ста книг, как массовых, так и библиофильских. Исполнил иллюстрации к французским изданиям русских авторов: “Сказки” А. С. Пушкина (1918), “Рассказы” М. Горького (1922), “Яма” А. И. Куприна (1926), “Дневники” Л. Н. Толстого (1926) и др. Оформил книгу “Песня рабочего молота” К. Д. Бальмонта для московского Госиздата (1920).
Участвовал в групповых выставках в кафе “Le Parnasse” (1921), “Camélèon” (1923; посвящена К. Д. Бальмонту) и “La Rotonde” (1925), в галерее J. Povolotzky (1921), в выставке ксилографий, организованной P. Bornet (1923), выставке русского искусства в Лондоне (галерея Whitechapel, 1921), Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925). В 1925 провел персональную выставку в галерее Le Vermillon.
Был дружен с С. И. Шаршуном, М. Ф. Андреенко, К. Л. Богуславской, В. И. Издебским, Н. А. Исаевым, П. А. Хентовой, посещал собрания на Villa Said Анатоля Франса. Входил в группу русских художников “Удар”. Публиковал заставки, портреты, парижские пейзажи, иллюстрации (к рассказу “Мужики” А. П. Чехова, к роману “Железный поток” А. С. Серафимовича и др.) в левых изданиях: “Clarté” (1921–25), “L’Humanitè” (1926–38), “Le Monde” (1928–29) и “Regard” (1937). В 1926 был одним из организаторов и участников московской выставки “Революционное искусство Запада”.
В 1927 поселился в своем доме-мастерской в Фонтоне-о-Роз, близ Парижа. Участвовал в парижских выставках: Иллюстраторов книги (1931), Граверов и иллюстраторов (1937), в Международной выставке художественной книги (1931, Пти Пале), в салонах Populiste (с 1932) и Les imagiers (1938, 1939). В 1932 получил Гран-при на 7-м конкурсе “Meilleur artisan de France” (Лучший ремесленник Франции). В 1946 работы были показаны на выставке “В честь Победы”, организованной в Париже Союзом советских патриотов.
Создал несколько сот экслибрисов, около 2000 станковых рисунков и 3000 отдельных гравюр: виды Парижа, сказочные сюжеты, жанровые сцены, натюрморты, портреты (в том числе Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, А. А. Блока, М. Горького). В 1962 был награжден медалью Международного конгресса “Ex Libris”. В 1967 в Фонте-о-Роз состоялась выставка его работ, организованная мэрией.
Последние годы провел в Ниме. Из-за болезни вынужден был оставить творчество. В 1973 мемориальная выставка состоялась в Музее изящных искусств в Ниме.
Представлен в ГМИИ (Россия), в Национальной библиотеке в Париже и других музеях Франции.