Мариано Фортуни (кат. Marià Fortuny i Marsal, полное имя — Мариа Жозеп Мария Бернат Фортунь-и-Марсал; 1838 — 1874) — испанский художник, один из лидеров романтического ориентализма. Отец дизайнера Мариано Фортуни-и-Мадрасо. Родился 11 июня 1838 года в Реусе (Каталония) в бедной семье. Учился в начальной школе в родном городе, где и начал заниматься искусством. В 1850 году после смерти родителей остался на попечении дедушки-столяра, создавшего коллекцию фигур из воска и путешествовавшего с ней из города в город. Юный Мариано помогал деду, моделируя и раскрашивая большую часть фигур. В 1852 году попал с дедушкой в Барселону, где его ручные работы произвели большое впечатление на некоторых влиятельный людей города: они обратились в муниципалитет с просьбой выделить Мариано пособие для дальнейшего обучения (в размере сорока двух франков ежемесячно). В 1853 поступил в Высшую школу изящных искусств в Барселоне, где на протяжении четырёх лет учился у Клаудио Лоренсале. В марте 1857 года получил учёную степень и продолжил образование в Риме. Работал в Барселоне, Гранаде, Севилье, Париже (в 1860 и 1866—1867). Сначала работал под влиянием мастеров барочной живописи, из современников — Мейсонье. Первые поездки в Марокко были связаны с начавшейся войной между Испанией и императором Марокко и с заказом властей Барселоны на гигантскую по размерам картину «Битва при Тетуане» (1862, Музей современного искусства, Барселона). Фортуни посетил Париж также в 1868 году. Вернувшись, женился на дочери Федерико Мадрасо, директора королевского музея в Мадриде. После очередного посещения Парижа в 1870 году и двухлетнего пребывания в Гранаде, возвратившись в Рим, Фортуни умер от малярийной лихорадки 21 ноября 1874 года. Творчество Мариано Фортуни можно разделить на две части — «марокканскую» и «испанскую». К «марокканской», обеспечившей ему лидерство среди художников-ориенталистов, можно отнести такие работы, как «Арабская фантазия» (1867, Галерея искусств Уолтерс, Балтимор) и «Заклинатели змей» (1870, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва); к «испанской», изображающей сцены национального быта, — «Викарий» (1870, Музей современного искусства, Барселона). Творчество Мариано Фортуни оказало значительное влияние на зарождение модерна. Учеником художника считал себя испанский импрессионист Хосе Гальего-и-Арноса, специально приехавший в Венецию для изучения находившихся там картин мастера. На 9-метровом полотне «Битва при Тетуане» (1862), которое через 100 лет спародировал Сальвадор Дали, запечатлён один из эпизодов испано-марокканской войны 1859 года. Самобытная романтическая манера Фортуни сложилась в основном именно на базе североафриканских впечатлений.
Fortuny, Maria
- Новинки
- Новый год 2025
-
По профессиям и хобби
- Авиация, воздухоплавание
- Банк, финансы
- Военные, силовики
- Железная дорога
- Космос, астрономия
- Легкая промышленность
- Медицина
- Металлургия, металлообработка
- Наука, образование
- Нефть, газ, геология
- Политику, чиновнику, дипломату
- Полиция, МЧС, ГИБДД
- Почта, логистика, перевозки
- Религия, церковь
- Рыбалка, охота
- Сельское хозяйство, пищевая промышленность
- Страхование
- Строительство, архитектура
- Театр, кино, музыка
- Телевидение, радио, СМИ
- Торговля
- Транспорт, техника
- Туризм, путешествия
- Флот
- Энергетика
- Экология, ветеринария
- Юриспруденция, суд
- IT (информационные технологии)
- КГБ СССР, ФСБ РФ
- Спорт
- Популярные темы
- Гравюры, литографии
- Плакаты советские, реклама
- Карты, планы городов
- Ценные бумаги
- Живопись, графика
- Современное искусство
- Серебро и фарфор
- Книги, автографы
- Предметы быта, интерьера
- До 10 тысяч!
- Подарочная упаковка
- Продажа коллекций (new!)