Морис Дени (Maurice Denis 1870 — 1943, ) — французский художник, живописец и график, декоратор, монументалист, иллюстратор, один из известнейших представителей символизма. Член группы «Наби».
Родился в Гранвиле в семье железнодорожного служащего и модистки. Учился в лицее в Кондорсе (с 1882), здесь познакомился с Э. Вюйаром и др., начал заниматься рисунком, брал уроки живописи. В 1883 г. с женой посетил Бретань. В 1888 г. поступил в Академию Жюлиана, а затем в школу Изящных искусств. На художника в тот период огромное влияние оказали Сезанн, Гоген, Пюви де Шаванн. Один из основателей и теоретиков группы «Наби», куда также входили П. Боннар, П. Сорюзье, Э. Вюйар. Творческие принципы группы «Наби» Дени сформулировал в статье «Искусство и критика».
Участник выставки «Импрессионисты и символисты» (1891, Галерея Лебарка). Зрелый период творчества у художника начинается с конца 1890-х гг., когда на смену интимному обаянию его ранних работ пришла гармония монументальных форм и – нередко – религиозно-мистическое настроение. В конце 1890-х посетил Италию, затем - Германию (1903, совместно с Полем Сербзье), Москву (1909). Для московского заказчика выполнил серию панно «История Психеи». Автор живописного декора плафона театра на Елисейских полях (1913, Париж), церкви Сен-Поль (1917, Женева), купола Пти-Пале (1924), плафон над лестницей в задании Сената (1928, Париж). В 1919 основал Мастерскую церковного искусства. В 1908 г. купил виллу «Силенсия» в Бретани, где периодически стал проводить по несколько месяцев. Участник и организатор «Мастерских религиозного искусства» (1919), глава «неотрадиционалистского» направления в живописи. Академик живописи (1932).
Погиб в 1943 г., сбитый грузовиком.
Родился в Гранвиле в семье железнодорожного служащего и модистки. Учился в лицее в Кондорсе (с 1882), здесь познакомился с Э. Вюйаром и др., начал заниматься рисунком, брал уроки живописи. В 1883 г. с женой посетил Бретань. В 1888 г. поступил в Академию Жюлиана, а затем в школу Изящных искусств. На художника в тот период огромное влияние оказали Сезанн, Гоген, Пюви де Шаванн. Один из основателей и теоретиков группы «Наби», куда также входили П. Боннар, П. Сорюзье, Э. Вюйар. Творческие принципы группы «Наби» Дени сформулировал в статье «Искусство и критика».
Участник выставки «Импрессионисты и символисты» (1891, Галерея Лебарка). Зрелый период творчества у художника начинается с конца 1890-х гг., когда на смену интимному обаянию его ранних работ пришла гармония монументальных форм и – нередко – религиозно-мистическое настроение. В конце 1890-х посетил Италию, затем - Германию (1903, совместно с Полем Сербзье), Москву (1909). Для московского заказчика выполнил серию панно «История Психеи». Автор живописного декора плафона театра на Елисейских полях (1913, Париж), церкви Сен-Поль (1917, Женева), купола Пти-Пале (1924), плафон над лестницей в задании Сената (1928, Париж). В 1919 основал Мастерскую церковного искусства. В 1908 г. купил виллу «Силенсия» в Бретани, где периодически стал проводить по несколько месяцев. Участник и организатор «Мастерских религиозного искусства» (1919), глава «неотрадиционалистского» направления в живописи. Академик живописи (1932).
Погиб в 1943 г., сбитый грузовиком.