Ян ван де Каппелле (Jan van de Cappelle, Joannes / van der / Capelle в различных комбинациях, 1626–1679) – голландский художник-пейзажист эпохи «золотого века» живописи Нидерландов, выдающийся мастер морских и зимних пейзажей, известный промышленник и собиратель произведений искусства.
Жил в Амстердаме, занимался живописью, помогал отцу в управлении большой красильней, которая специализировалась на дорогом красителе кармине. Красильню художник унаследовал в 1674. Вероятно из-за его двойной карьеры, сохранилось менее 150 его полотен, что относительно небольшое число для голландских живописцев 17 «золотого» века. Морские пейзажи Каппелле чаще изображают сцены на реке или в речном устье, нежели в открытом море, вода обычно очень спокойна, она словно зеркало отражает облака, плывущие в вышине – эта черта стала характерным признаком работ Каппелле. В основном он описывается как самоучка, но, возможно, брал уроки у Симона де Флигера (Simon de Vlieger 1601-1653), на чьи работы очень похожи ранние полотна Каппелле. Среди других вероятных учителей называется Виллем ван де Вельде-старший (Willem van de Velde the Elder (1611 –1693). Ян Коппелле был очень состоятельным человеком и нет никаких данных, что он вступал в Гильдию Святого Луки (гильдия художников Амстердама), «братство художников», образованное там же в 1652, или хотя бы просто продавал картины ради получения средств к существованию. Ряд историков искусства настаивает, что Каппелле был другом Рембрандта. Самое раннее из сохранившихся произведений Капелле датировано 1645 г. Большинство его работ - это морские пейзажи и речные виды, в которых всегда показано несколько судов, но он также оставил множество маленьких зимних пейзажей в манере Арта ванн дер Нира (Aert van также der Neer 1603/1604 — 1677), которые все датированы между 1652 и 1654 гг. Для композиций Каппелле характерны низкий горизонт и облака, отражающиеся в спокойной воде, на которой мастерски показана рябь и блики света. В полотнах Каппелле встречается характерный для голландских морских пейзажей военный корабль statenjacht (официальная яхта, кот. использовалась для транспорта, официальных салютов и т.п.) Край композиции часто срезан, позволяя видеть некоторые суда наполовину. Коппелле писал множество «парадных» морских пейзажей, изображая строй кораблей во время церемоний, праздников и др. официальных поводов. Другие его полотна, обычно меньшего размера, обходятся без официальных сюжетов - второй тип получил название «calms» (спокойные). Они показывают сияющую атмосферу, которая смягчает все контуры и обобщает формы и цвета отдельных предметов. Как пишет искусствовед Кеннет Кларк, «когда небо отражается в воде, достигается единство свечения атмосферы, которое есть главная черта живописи Коппелле и ванн де Вельде». В ранних работах художник придерживался приглушенной палитры «тональной школы», местами оживленной бликами ярких цветов, но позже сменил эту гамму на теплую золотистую тональность, позволяя себе великолепные колористическое богатство, когда писал розовые пылающие закатные небеса над водой глубокого бирюзового цвета, как в «Речной сцене с парусными судами» (Роттердам,музей Boymans–van Beuningen). Каппелле сделал несколько офортов, но только 2 из них подписные. Из около 750 его рисунков, описанных в инвентарной описи 1680, менее чем 20 сохранились и доступны для идентификации. Ян Каппелле собрал одну из крупнейших коллекций искусства своего времени (включала 192 полотна и более 7,000 рисунков), состоявшую в основном голландских и нескольких фламандских работ, он собирал главным образом художников его собственной специализации (марины и зимние пейзажи). После кончины Каппелле сохранилась обширная опись имущества, ставшая основным источником о его впечатляющей коллекции искусства, включающей произведения Дюрера, Пауля Поттера, Гольбейна, Рубенса, Йорденса, Брейгеля-старшего, Ван Дейка и мн. др. художников. Каппелле владел большой коллекцией работ Рембрандта и 83 рисунками Яна Янса ден Уилла (мастер натюрморта). Большая группа рисунков отдельных художников дает основания думать, что он покупал их прямо из мастерских. Общая стоимость оставленного им детям наследства оценивалась в 92,720 гульденов, в составе наследства дома, сумки с дукатами, шелка и др.
Произведения Яна Каппелле хранятся в Национальной галерее Лондона (крупнейшая коллекция его работ из 9 полотен), в Рейксмузее (Амстердам), музее Маурициус-хейс (Гаага), Государственном музее Твенте (Голландия), музее Метрополитен (Нью-Йорк), Национальном музее Уэльса, Художественной галерее Манчестера, Национальном музее Швеции и др. собраниях.