Франсуа Буше (François Boucher 1703 — 1770) — французский художник эпохи рококо, живописец, график, гравер, иллюстратор, дизайнер, декоратор, художник театра.
Родился в Париже в семье художника, с ранних лет помогал отцу, создававшему гравюры и изоры для вышивки, в его мастерской. Первым учителем рисования у Франсуа был монументалист Ф. Лемаун (François Lemoyne; François Le Moine; Париж - 1737). В 1720 г. Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса-старшего, и работа гравером позволила молодому художнику самостоятельно зарабатывать на жизнь и познакомиться со знатными клиентами мастерской. В начале 1720-х гг. занимался книжной иллюстрацией и офортом. В 1723 г. выиграл в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния с картиной «Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима», однако совершить поездку в Рим художнику удалось только в 1727 г. Пейзажи «Вид Тиволи» и «Вид садов Фарнезе» написаны на основании итальянских впечатлений. Уже в них проявился незаурядный декоративный дар художника. В 1731 г. Буше вернулся из Италии, с того времени начался период расцвета его таланта. В 1731 г. назначен кандидатом в Академию художеств, принят в 1734 г. за картину «Ринальдо и Армида». С 1735 г. начал преподавать в Академии как ассистент, с 1737 – как мастер. С 1737 г. профессор Академии.
С конца 1730-х работал как художник театра (опера-балет «Галантная Индия» 1735, балет «Персей» 1746), а также создавал эскизы рисунков для ковров на мануфактуре Бове. В 1730-40-х гг. выполнял большие официальные заказы на роспись апартаментов в Версале. В этих росписях Буше проявил изощренную фантазию, изображая мифологические и аллегорические сюжета с пикантной занимательностью и грацией, ценимыми в эпоху рококо. Декоратор Парижской оперы в 1742-47 гг. В 1750-х работал над декорацией королевской резиденции в Фонтенбло. В 1755/57-67 гг. – директор Королевской гобеленовой мануфактуры. В числе других работ этого периода полотна на мифологические и библейские сюжеты, пасторали, сцены в интерьере, пейзажи, работы для фарфоровой мануфактуры. Ректор Королевской академии (1761), директор Академии (1767). Придворный художник короля (1765).
Работы хранятся в крупнейших музеях мира.
Родился в Париже в семье художника, с ранних лет помогал отцу, создававшему гравюры и изоры для вышивки, в его мастерской. Первым учителем рисования у Франсуа был монументалист Ф. Лемаун (François Lemoyne; François Le Moine; Париж - 1737). В 1720 г. Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса-старшего, и работа гравером позволила молодому художнику самостоятельно зарабатывать на жизнь и познакомиться со знатными клиентами мастерской. В начале 1720-х гг. занимался книжной иллюстрацией и офортом. В 1723 г. выиграл в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния с картиной «Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима», однако совершить поездку в Рим художнику удалось только в 1727 г. Пейзажи «Вид Тиволи» и «Вид садов Фарнезе» написаны на основании итальянских впечатлений. Уже в них проявился незаурядный декоративный дар художника. В 1731 г. Буше вернулся из Италии, с того времени начался период расцвета его таланта. В 1731 г. назначен кандидатом в Академию художеств, принят в 1734 г. за картину «Ринальдо и Армида». С 1735 г. начал преподавать в Академии как ассистент, с 1737 – как мастер. С 1737 г. профессор Академии.
С конца 1730-х работал как художник театра (опера-балет «Галантная Индия» 1735, балет «Персей» 1746), а также создавал эскизы рисунков для ковров на мануфактуре Бове. В 1730-40-х гг. выполнял большие официальные заказы на роспись апартаментов в Версале. В этих росписях Буше проявил изощренную фантазию, изображая мифологические и аллегорические сюжета с пикантной занимательностью и грацией, ценимыми в эпоху рококо. Декоратор Парижской оперы в 1742-47 гг. В 1750-х работал над декорацией королевской резиденции в Фонтенбло. В 1755/57-67 гг. – директор Королевской гобеленовой мануфактуры. В числе других работ этого периода полотна на мифологические и библейские сюжеты, пасторали, сцены в интерьере, пейзажи, работы для фарфоровой мануфактуры. Ректор Королевской академии (1761), директор Академии (1767). Придворный художник короля (1765).
Работы хранятся в крупнейших музеях мира.