Minton – английская фирма по производству керамики фарфора, основанная Томасом Минтоном (Thomas Minton, 1765-1836) в центре английского керамического производства в г. Сток-он-Трент. В 1793/96 гг. Минтон был главнейшим конкурентом другого крупного производителя фарфора из Сток-он-Трента – Спода. Наиболее знаменитые изделия Минтона – кремовая с синей росписью майолика, костяной высококачественный фарфор, в эпоху королевы Виктории (1819-1901, королева с 1837 г.) фабрика Минтона славилась своим художественным фарфором. Герберт Минтон (Herbert Minton, 1793–1858) продолжил дело своего отца, став главой семейной фирмы, которая при Минтоне-сыне непрестанно развивалась и упрочивала свою блестящую репутацию. Первая продукция фабрики Минтон выходила с синим печатным орнаментом, но в 1798 г. в производство был введен костяной фарфор, имевший огромный успех. После смерти Т. Минтона (1836), когда сын основателя Герберт взял управление над бизнесом, основными продуктами фабрики были расписная посуда для широкого потребителя из керамики и фарфора. Увеличение доли фигурок, орнаментированного фарфора и расширение палитры узоров происходит с 1820-х гг. В 1820-х гг. Минтон-сын начал производство костяного фарфора. Раннюю фарфоровую продукцию Минтона сравнивали с французским Севром, оказавшим на Минтона определяющее влияние. Минтон был единственной английской фарфоровой фабрикой в 19 в., применявшей французскую технологию pâte-sur-pâte*. Пользовались популярность и бисквитные фигурки мануфактуры Минтона. С 1840-х гг. скульптура из бисквита с мануфактур Минтона, напоминающая белый мрамор, высоко ценилась и пользовалась огромным успехом. На фабрике работали скульпторы John Bel, Albert Carrier de Belleuse, американец Hiram Powers, которые создавали формы для фарфоровой скульптуры Минтон. В более поздний период поверхность бисквита иногда дополнялась глазурью и росписью. Герберт Минтон – один из выдающихся предпринимателей 19 в., он вводил новые технологии и методы производтва, имя «Минтон» одинаково утвердилось как символ индустриальных новшеств и художественного вкуса. A. W. N. Pugin, сэр Henry Cole и принц Альберт высоко ценили дизайн продукции Минтона. На фабрике работали такие художники, как живописец и скульптор Alfred Stevens, французские скульпторы Hugues Protât и Émile Jeannest и живописец John Simpson. В 1845 г. Герберт Минтон взял партнером Дайнтр Холлинза (Daintry Hollins), после чего подразделение компании по производству плитки получило название Minton Hollins & Co. Успешные эксперименты Минтона по производству плитки с энкаустикой в 1840-х выдвинули фирму в авангард огромной индустрии, поддерживаемой церквями, потребностями украшения домашних интерьеров и пр. по всему миру. Позднее компания стала лидером в применении промышленных технологий для производства плитки с печатным и расписным рисунком, а в конце столетия Минтон производил плитку различных стилей, большая часть продукции создавалась по эскизам ведущих художников – Кристофера Дрессера (Christopher Dresser), Уолтера Крейна (Walter Crane), Джона Мойра Смита (John Moyr Smith) и Уильяма Вайза (William Wise). Плитка с рельефами была введена в производство в 1860-х гг.
Французский керамист Леон Арнуа (Léon Arnoux) возглавлял производство в качестве арт-директора в 1849-1892 гг. Среди его достижений линия керамики, вдохновленной Ренессансом, линия фарфора, расписанная в традициях Лиможа и богато декорированная майолика, впервые показанная на Международной Промушленной выставке в Лондоне в 1851 г. и применявшаяся украшения для всех типов предметов от больших садовых орнаментов до детально проработанных столовых блюд и кувшинов. Арнуа привлек французских художников – знаменитого скульптора Carrier de Belleuse, автора форм и художника-декоратора по фарфору Marc-Louis Solon, а таке живописца Antoine Boullemier. Марк-Луи Соломон ввел на фабриках Минтона технологию pâte-sur-pâte, ранее применявшуюся на фабриках Севра. Используя технику «тесто на тесте» Соломон и его ученики создавали полупрозрачных девушек и кувыркающихся херувимов на вазах и тарелках, делая это с высочайшим качеством, не имеющим равных на других фабриках.
После смерти Герберта Минтона в 1858 г. фирма перешла к его племяннику Колину Минтону Кемпбеллу (Colin Minton Campbell) – динамичному директору, склонному к инновациям. С 1860-х гг. в декоре преобладают ориентальные, восточные мотивы. Керамика и фарфор этого периода напоминают китайские эмали, японские лаки и слоновую кость, исламскую металлообработку и турецкую керамику. В 1870-м г. художественная студия при гончарне Минтона была основана в Кенсингтоне, Лондон. Студией управлял художник Колман (W.S. Coleman), профессиональные художники привлекались для создания украшения фарфора и керамической плитки с фабрики Минтона. Студия существовала до пожара в 1875 г. Изготовление фирмой Минтон орнаментированной посуды продолжалось до конца 19 в. С 1902 г. компания представила линию майолики стиля ар нуво. Несмотря на дороговизну внедрения новых техник в керамическое производство, это всегда было фирменным стилем Минтона.
Продукция Минтона в течение 19 в. пользовалась широким спросом в качестве поставщика посуды для посольств и глав государств. Фирма работает до настоящего времени в составе Royal Doulton Group (Royal Doulton Tableware Ltd). В г. Сток-он-Трент имеется музей, представляющий историю и изделия компании.
* Технология «Рate-sur-pate («тесто на тесте») - старинная, очень трудоемкая технология изготовления фарфоровых изделий, в которой рисунок приобретает объемность за счет многократного наложения слоя на слой фарфора, окрашенного пигментом. Эта техника использовалась еще китайскими мастерами в XVIII веке, в Европе она появилась во 2-й половине XIX века. Во Франции с появлением керамического музея в 1849 г. оживился интерес к старой керамике. В те годы Керамист Шапле ввел технику «pate-sur-pate» , представляющую собой метод построения декора в низком рельефе последовательным наложением слоев цветных глин. Делаэрш, Лашеналь, Дальпейра и Доа последовали его примеру. Изделия Доа были знамениты украшениями в виде голов животных, посуда Даммуза – слоями глазури в технике «pate-sur-pate».