Гжель – русский народный художественный промысел, один из традиционных российских центров производства керамики, расположенный на терр. совр. Московской области. В настоящее время изделия под маркой «Гжель» производит компания ЗАО "Объединение "Гжель". ЗАО «Гжель» выпускает декоративно - прикладные изделия из керамики (фарфор, майолика, шамот, гончарные изделия), предметы утилитарного и декоративно - художественного назначения; предметы сувенирно - подарочного характера; предметы украшения интерьера; скульптура малых форм и предметы церковно - культового назначения, а также изготавливает эксклюзивные подарки по заказу.
Гжель издавна славилась своей глиной, разные сорта глины здесь добывали с сер. 17 в. При Алексее Михайловиче в Гжели закупаи глину для Аптекарского приказа. В 1770 г. Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». До сер. 18 в. Гжель производила гончарную посуду, кирпич, изразцы, незатейливые детские игрушки, которые в 1-ю очередь продавались в Москву.
Около 1800 г. в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же в Павел Куликов 1800—1804 гг. основан первый фарфоровый завод Гжели, от которого берет свое начало фарфоровое производство в Гжели.
В 1802 г. близ д. Минино была найдена светло-серая глина, из которой начали изготавливать полуфаянс. К 1812 г. в Гжели насчитывалось 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. Кроме посуды, Гжельские заводы делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
182--50-е гг. были периодом высоких художественных достижений гжельского керамического искусства. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. В середине 19 в. многие гжельские заводы пришли в упадок, и керамическое производство сосредоточилось в руках «фарфоровых королей» Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. Со 2-й половины 19 в. многие изделия расписывали только синей краской. В 1912 г. в район Гжели пришла железная дорога. После революции 1917 г. кузнецовские заводы были национализированы. Первая артель («Вперед, керамика») была образована в Гжели 1929 г. в д. Турыгино, через некоторое время образовалось еще несколько артелей, которые впоследствии создали объединение «Художественная керамика». В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. После войны в восстановлении промысла участвовали художница Н.И. Бессарабова, которая считается основоположницей современного гжельского стиля, и ученый А.Б. Салтыков.
Гжель издавна славилась своей глиной, разные сорта глины здесь добывали с сер. 17 в. При Алексее Михайловиче в Гжели закупаи глину для Аптекарского приказа. В 1770 г. Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». До сер. 18 в. Гжель производила гончарную посуду, кирпич, изразцы, незатейливые детские игрушки, которые в 1-ю очередь продавались в Москву.
Около 1800 г. в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же в Павел Куликов 1800—1804 гг. основан первый фарфоровый завод Гжели, от которого берет свое начало фарфоровое производство в Гжели.
В 1802 г. близ д. Минино была найдена светло-серая глина, из которой начали изготавливать полуфаянс. К 1812 г. в Гжели насчитывалось 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. Кроме посуды, Гжельские заводы делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
182--50-е гг. были периодом высоких художественных достижений гжельского керамического искусства. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. В середине 19 в. многие гжельские заводы пришли в упадок, и керамическое производство сосредоточилось в руках «фарфоровых королей» Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. Со 2-й половины 19 в. многие изделия расписывали только синей краской. В 1912 г. в район Гжели пришла железная дорога. После революции 1917 г. кузнецовские заводы были национализированы. Первая артель («Вперед, керамика») была образована в Гжели 1929 г. в д. Турыгино, через некоторое время образовалось еще несколько артелей, которые впоследствии создали объединение «Художественная керамика». В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. После войны в восстановлении промысла участвовали художница Н.И. Бессарабова, которая считается основоположницей современного гжельского стиля, и ученый А.Б. Салтыков.