Броненосец "Князь Потемкин-Таврический" (водоизмещение - 12,900т, длина корпуса - 113.2м, ширина - 22.2м) - заложен в 1898 году, на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаев. Разработку проекта и строительство осуществлял корабельный инженер Севастопольского военного порта А. Э. Шотт. В сентябре 1900 года эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь - для достройки и вооружения. По тактико-техническим характеристикам это был мощнейший в своем классе корабль Российского военного флота. Его защита проектировалась с учетом воздействия артиллерийского, минного и торпедного оружия противника. Полное вооружение эскадренного броненосца состояло из четырех 305-мм, шестнадцати 152-мм, четырнадцати 74-мм орудий, а также из четырех 47-мм, двух 37-мм пушек и пулемета. Помимо этого, корабль имел пять торпедных аппаратов, установленных ниже ватерлинии.
При вступлении броненосца в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров. Тесные связи экипажа броненосца с революционно настроенными рабочими Николаева завязались практически с момента закладки корабля. На Черноморском флоте готовилось вооруженное восстание, осуществить его планировалось осенью 1905 года, как часть всеобщего восстания в России. Но на "Потемкине" оно вспыхнуло раньше - 14 июня. Поводом к нему послужила попытка командования броненосца учинить расправу над зачинщиками выступления команды, отказавшейся от обеда из испорченного мяса. В ответ на репрессии матросы захватили винтовки и разоружили офицеров. 14 июня 1905 года команда новейшего корабля царского флота эскадренного броненосца "Князь Потемкин-Таврический" объявила его кораблем революции и подняла красный флаг.
Вечером того же дня корабль пришел в Одессу, где происходила всеобщая стачка рабочих и произвел несколько боевых выстрелов по скоплениям царских войск и полиции. 17 июня 1905 года на усмирение восставших была послана правительственная эскадра кораблей Черноморского флота. Несколько дней длились перепалки. 24 июня команда «Потемкина», отправилась в Румынию, в Констанцу. Матросы сдали свой корабль румынским властям, и сошли на берег в качестве политэмигрантов. Броненосец Румыния вернула России. В том же году он был переименован в "Пантелеймон". Сейчас части корабля хранятся в Санкт-петербургском Центральном военно-морском и в Одесском краеведческом музеях.
При вступлении броненосца в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров. Тесные связи экипажа броненосца с революционно настроенными рабочими Николаева завязались практически с момента закладки корабля. На Черноморском флоте готовилось вооруженное восстание, осуществить его планировалось осенью 1905 года, как часть всеобщего восстания в России. Но на "Потемкине" оно вспыхнуло раньше - 14 июня. Поводом к нему послужила попытка командования броненосца учинить расправу над зачинщиками выступления команды, отказавшейся от обеда из испорченного мяса. В ответ на репрессии матросы захватили винтовки и разоружили офицеров. 14 июня 1905 года команда новейшего корабля царского флота эскадренного броненосца "Князь Потемкин-Таврический" объявила его кораблем революции и подняла красный флаг.
Вечером того же дня корабль пришел в Одессу, где происходила всеобщая стачка рабочих и произвел несколько боевых выстрелов по скоплениям царских войск и полиции. 17 июня 1905 года на усмирение восставших была послана правительственная эскадра кораблей Черноморского флота. Несколько дней длились перепалки. 24 июня команда «Потемкина», отправилась в Румынию, в Констанцу. Матросы сдали свой корабль румынским властям, и сошли на берег в качестве политэмигрантов. Броненосец Румыния вернула России. В том же году он был переименован в "Пантелеймон". Сейчас части корабля хранятся в Санкт-петербургском Центральном военно-морском и в Одесском краеведческом музеях.