Societe Metallurgique Sud-Oural / [Бельгийское] Южно-Уральское [анонимное] металлургическое Общество (совр. назв. ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова», УКВЗ) – российко-бельгийская металлургическая, машиностроительная компания с производственной базой в г. Усть-Катав Уфимской губернии (совр. адрес завода – Челябинская область, ул. Заводская, 1). Предприятие специализировалось на выпуске трамвайных вагонов. Правление в Льеже (Бельгия), русское представительство в Петербурге.
Основанный в середине 18 в. Усть-Катавский завод – один из старейших металлургических заводов России*. Основан как «молотовый завод» в 1758 в Уфимском уезде Оренбургской губернии при впадении реки в реку Юрюзань симбирскими купцами-промышленниками братьями И.Б. Твердышевым, Я.Б. Твердышевым и зятем Ивана Твердышева И.С. Мясниковым после открытия ими богатого Бакальского месторождения железных руд**. Первоначально предприятие представляло собой лесопильную мельницу и судовую пристань. Железоделательный завод был пущен позднее и являлся вспомогательным для соседних Катав-Ивановского и Юрюзанского чугуноплавильных и железоделательных заводов. Вокруг завода возник поселок, населенный крепостными работниками (в 1773 г. в поселке проживало ок. 800 чел.) Продукция завода переправлялась в Центральную Россию по рекам Волго-Камского бассейна, часть продукции реализовывалась за границей, в т.ч. в Англии. Продукция (кричное и пудлинговое железо, цементная сталь разных сечений, различные обойные гвозди) Усть-Катавского завода демонстрировалась на Всемирной промышленной выставке (Лондон, 1862). В 1881 г. между Усть-Катавским, Катав-Ивановским и Юрюзанским заводами была проложена одна из 1-х в России телефонных линий (протяженность свыше 50 верст). В 1889-1890 гг. близ Усть-Катавского поселка была проложена железная дорога. После смерти И.С. Мясникова (1780) завод перешел к дочери Мясникова Екатерине Козицкой, а затем - её дочери, в замужестве княгине Белосельской-Белозерской. В январе 1899 г. по предложению Кабинета Министров и с разрешения императора Николая II владелец Усть-Катавского железоделательного завода князь К.Э. Белосельский-Белозерский продал завод в аренду бельгийскому акционерному "Южно-Уральскому анонимному металлургическому обществу". При бельгийских акционерах Усть-Катавский, согласно высочайше утвержденному Уставу, завод преобразован из железоделательного в вагоностроительный, на нем начался выпуск подвижного состава и иной продукции для железных дорог. Главным директором завода назначен Леопольд Лаллеман, после него (1910-16) директор - Генрих Георгиевич Шефер. В 1899-1900 г. для бельгийцев был выстроен специальный отдельный поселок, позже соединенный с левобережной частью поселка новым железнодорожным мостом. За 2 года бельгийское общество построило 10 новых цехов для изготовления вагонов разных типов. Первые трамвайные вагоны выпущены в 1901 г. В 1919 г. завод, сильно пострадавший в годы гражданской войны, национализирован и его вновь возглавил Г.Г. Шеффер. Завод восстановлен в 1925 г., выпуск трамвайных вагонов возобновлен в 1937 г. По этой продукции Усть-Катавский завод был ведущим предприятием в СССР: до войны ежегодно выпускалось по 150 вагонов. С началом Великой Отечественной войны в Усть-Катав эвакуированы заводы Брянска, Мытищинский машиностроительный, часть Сталинградского завода «Баррикады». Усть-Катавский завод перепрофилирован на выпуск военной продукции: здесь впервые был начат выпуск снарядов для гвардейских реактивных минометов БМ-13 ("Катюша"), пушек для танка Т-34, батальонных минометов, зенитных повозок. В 1942 г. поселок Усть-Катав получил статус города. За образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны завод награжден орденом Трудового Красного Знамени (1945). После войны. возобновлен выпуск трамвайных вагонов, с 1949 г. началось освоение выпуска спецтехники, Под руководством директора завода Т.Я. Белоконева (в 1949-67) в Усть-Катаве выстроены учебные заведения, стадион, ДК и др. объекты соц. сферы. В 1960 г. на заводе создано конструкторское бюро трамваестроения. С 1964 г. подчинен Министерству общего машиностроения. В 1969 г. и 1991 освоен серийный выпуск вагонов новых моделей. На рубеже 1960-70-х гг. производство модернизировано, построены новые цеха, в т.ч. вспомогательные и товаров народного потребления. В 1976 г. по итогам 9-й пятилетки (1971-75) награжден орденом Знак Почета. С конца 1970-х город получил областное подчинение, а вместе с ним – дополнительный импульс для развития, роста и строительства многочисленных объектов от жилых районов до магазинов и кафе. Завод в этот период начал выпуск оборудования для хлебопекарной и мясоперерабатывающей промышленности, большое число наименований изделий для нефтяной и газовой отрасли. Также УКВЗ производит двигательные установки для космических аппаратов (корабли серии «Союз», «Прогресс», «Космос»). В настоящее время завод производит трамваи, спецтехнику, инструменты, имеет металлургическое производство, конструкторское бюро.