«Сормовский завод»/ Завод «Красное Сормово», ОАО — одно из крупнейших и старейших судостроительных предприятий России, расположено в Сормовском районе Нижнего Новгорода. За время существования завод выпускал суда, паромы, паровозы, вагоны, танки, подводные лодки (в т.ч. атомные), бытовую, буровую и строительную технику, мельнично-элеваторное оборудование, отливал сталь и давал металлопрокат, строил мосты и мн.др.
Сормовский завод был основан в 1849 г. как «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство». В 1860 г. акции компании скупил русский промышленник греческого происхождения Дмитрий Егорович Бенардаки (1799-1870), АО «Сормово» было организовано в 1872 г.
В 1850 завод выпустил деревянные пароходы, с 1852 г. начал изготавливать корабли с металлическим корпусом. Среди заказов завода были как военные, так и гражданские (туерные, буксирные, пассажирские, грузопассажирские, вспомогательные однопалубные суда, нефтяные морские танкеры). В 1908—1913 производство ещё более расширяется, выпускаются пароходы, переправы, первый в России морской дизельный танкер, караван судов для засыпки нефтеносного участка Биби-Эйбатской бухты (близ г. Баку). За весь дореволюционный период завод выпустил 489 судов.
С 1898 г. завод начал строить паровозы серии Од (т.н.з. «паровозы «нормального типа 1897 г.», выпускались в 1897-1903 гг.) В 1910 г. на Сормовском заводе был построен первый паровоз серии С — «Сормовский», получивший признание как лучший пассажирский дореволюционный паровоз России. На Сормовском заводе были построены курьерские паровозы Н (Николаевский, до 1914) и его конкурент паровоз А (до 1907), товарный паровоз Р (Рыбинский, до 1914), знаменитый пассажирский паровоз С типа 1-3-1 (конструкции Сормовского завода; прозвище — Русская Прери; выпускался в 1910 - 1919 год, в массовом производстве с 1912 года) и паровоз Щ (просторечии «щука», 1906-1918). В советское время выпускались пассажирские паровозы Су (1924-41, 1947-51), Су251-58 (1949), Су251-86 (1949). Паровозостроение на заводе завершилось после ВОВ. Между революцией и окончанием выпуска преимущественно изготавливал усовершенствованные модификации паровоза Михайловского (тип 1-3-1). Всего на «Красном Сормове» выпущено 3468 паровозов.
С начала 20 в. до 1917 г. завод выполнял крупные правительственные заказы. В 1918 г. национализирован. В годы гражданской войны являлся основной судоремонтной базой Волжской военной флотилии. В 1922 г. переименован в «Красное Сормово».
С 1920 г. на Сормовском заводе был освоен выпуск танков, во время ВОВ выпускал танки Т-34 и подлодки*. Завод также строил бронепоезда, платформы для установки зенитных и полевых артиллерийских орудий, танк-паровозы (бестендерные) нормальной и узкой колеи, тендеры-конденсаторы с очень сложным механическим оборудованием, локомотивные (самоходные) вагоны (выпущено около 62000 товарных и 2500 пассажирских вагонов).
Гражданское судостроение возобновлено в 1947 г., на заводе после ВОВ строились сухогрузы, нефтеналивные суда, буксиры, паромы. В конце 1950-х гг. на заводе были разработаны и построены флагманы волжского пассажирского флота, дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз». Крупными сериями строились суда смешанного плавания "река-море", благодаря бесперевалочной доставке грузов позволявшие достигать большого экономического эффекта. В 1952 г. в конструкторском бюро при заводе (ныне АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева») были разработаны суда на подводных крыльях.
ОАО "Завод "Красное Сормово" создано в порядке приватизации в 1994 г. С 1 декабря 2004 года входит в «Группу компаний Морские и нефтегазовые проекты» (Группа МНП). В настоящее время завод «Красное Сормово» выпускает речные суда и суда типа река—море, оборудование для буровых установок, понтоны, сельскохозяйственные машины. Сегодня предприятие занимает прочное положение на отечественном и мировом рынке судостроения, оно обладает развитыми основными самостоятельными производствами, вспомогательными цехами и собственным Инженерным центром.
*с 1930 г. завод начал производство подводных лодок для ВМФ СССР. Первая лодка выпущена в 1934, всего до начала войны выпущено ок. 60 подводных лодок разных классов, в годы ВОВ – еще 27 лодок. После войны темп строительства подводных лодок резко повысился: всего было построено 275 боевых подводных лодок, в их числе 26 атомных.