Общество «Трамваи Одессы» (Societe Anonyme des Tramways d'Odessa) – бельгийская акционерная компания, зарегистрированная в 1880 г. Штаб-квартира в Брюсселе. Это одна из 29 бельгийских компаний, созданных в 1880-1914 гг. для работы в России (из них 17 – в 1895-1914 гг). Все эти компании находились под контролем 7 финансовых групп (Empain, Thys, Société Générale Belge d'Entreprises Electriques, Cie Mutuelle des Tramways, l'Union des Tramways, Société Générale de Tramways et d'Application d'Electricité, Fraiteur). «Трамвайным королем» среди бельгийских предпринимателей в России считается Эдуард Отлет (Edouard Otlet, 1842-1907), согласно имеющимся данным, он контролировал трамваи Москвы, Одессы, Харькова, Тифлиса, а также трамваи Гааги в Европе. Общее число трамвайных хозяйств его финансовой группы могло достигать нескольких десятков. Пик бельгийских инвестиций в российские трамвайные линии приходится на 1910 г., на этот же год приходится существенное увеличение валовой выручки бельгийских компаний от трамваев Одессы и др. русских городов (Киев, Тифлис, Саратов). Во многих русских городах после начала эксплуатации контроль над трамвайными линиями старались взять муниципалитеты.
1-я линия одесского парового трамвая открыта Обществом в 1882 г., протяженность 1-й линии – 9,8 км. На линии было 16 станций. Паровой трамвай работал до 1913 г., а также в период гражданской войны (1920-22 г.)
Проект электрического трамвая был утверждён одесской городской думой в 1908 г., первые линии электрического трамвая, пущены в Одессе в 1910 г. Большинство линий электрического трамвая принадлежало тому же бельгийскому Обществу, и потому новые линии пролегали по ранее построенным линиям конки. 1-я одесского электрического трамвая строилась по дополнительному договору между городской управой и Бельгийским обществом в 1910 г., эта линия планировалась как демонстрационная для торгово-промышленной выставки 1910 г., но работала не только как демонстрационная, но и как действующая в 1910-11 гг. В 1910-12 гг. строились новые трамвайные линии и электрифицировались линии конки. В 1914-17 гг. из запланированных бельгийским Обществом работало более 25 трамвайных линий, в 1917 г. конный трамвай окончательно уступил место электрическому. Гражданская война принесла трамвайному хозяйству Одессы огромный ущерб. В 1920 г. трамвай перешел в ведение Совнархоза, восстановление трамвайного хозяйства началось в 1921 г. В 1920-х гг. сохранялась нумерация линий согласна планам Бельгийского общества, продолжалось восстановление работы городского трамвая (до 1927), продлевались некоторые маршруты, вводились новые. В начале 1930-х маршрутная сеть одесского трамвая несколько сократилась, начался перевод трамвая на широкую «русскую» колею. Новый этап в развитии городской трамвайной сети начался после перехода (1934) на широкую колею в связи с прекращением выпуска отечественных узкоколейных вагонов и труднодоступностью импорта европейских моторных вагонов. Некоторые узкоколейные маршруты существовали до Великой Отечественной войны. Война причина колоссальный урон трамвайной системе Одессы, часть узкоколейных маршрутов разобрали оккупанты, длина линий в 1941-44 гг. сократилась на 25 км. Несколько маршрутов работали и во время войны. Восстановление трамвайного хозяйства началось сразу после освобождения Одессы, к 1948 г. восстановлено движение на ширококолейных линиях и основных узкоколейных. В 1950-х гг. трамвайная система несколько изменила конфигурацию (в т.ч. в связи со строительством нового здания вокзала взамен разрушенного), были модернизированы вагоны.