Кировский завод (в 1868 – 1922 «Путиловский завод», в 1922 – 1934 «Красный путиловец», после – Кировский завод) – крупное российское машиностроительное предприятие. Штаб-квартира и основное производство находится на проспекте Стачек в Петербурге.
Основан в 1801 г. по указу Павла I как чугунолитейное предприятие, в которое следовало перенести Кронштадтский чугунолитейный завод. Первоначально новый завод выполнял заказы по производству артиллерийских боеприпасов. Производство пушечных ядер начато в 1801 г., машиностроением завод стал заниматься с 1812 г., приступив к выпуску паровых машин. Завод разрушен наводнением 1824 г. и следующие 40 лет боролся за выживание. В 1844 г. начато производство железнодорожных рельсов. В 1868 г. завод купил русский инженер и предприниматель Н.И.Путилов (1820-1880), с того времени завод назывался Путиловским.
За 12 лет Путилов превратил металлургическое предприятие в многопрофильный машиностроительный комплекс, завод стал основным поставщиком рельсов для российских железных дорог, освоил выплавку качественных сталей, производство боеприпасов, вагонов, пушек, орудийных башен для броненосцев, инструментов, крупногабаритных металлоконструкций и пр., многие из видов промышленной продукции - по собственной технологии. При Путилове на заводе была пущена мартеновская печь, построена сталепрокатная мастерская, начато производство железнодорожных вагонов. В 1873 г. создано акционерное «Общество Путиловских заводов». В 1880-х на заводе начато строительство миноносцев и корабельных башенных орудий для броненосцев, в1894 — паровозов. В 1900 г. Путиловский завод стал ведущим среди русских металлургических и машиностроительных заводов, в Европе уступал лишь заводам Круппа (Германия) и Армстронга (Англия). В 1910-х на заводе активно развивалось судостроение, в 1911 г. спущен на воду самый быстроходный корабль тех лет в мире - эскадренный миноносец «Новик». В 1912 г. основана Путиловская верфь. Кировский завод - один из первопроходцев (с 1913 года) в зарождении и становлении отечественного турбоэнергомашиностроения. К началу Первой мировой войны завод стал важнейшим центром отечественного машиностроения, вышел на ведущие позиции в России и Европе в паровозостроении, производстве артиллерийского вооружения, судостроении, турбостроении. Рабочие завода играли важную роль в революционной борьбе и событиях 1905-1907 и 1917 годов. После революции национализирован.
В 1924 г. начато испытание и производство 1-го советского трактора (до сих пор завод - флагман отечественного тракторостроения в сегменте мощных тракторов). В 1920-х гг. на заводе изготовлено оборудование для Волховской ГЭС. В 1939 г. завод 1-м в мире создал тяжелый танк (КВ) и освоил его выпуск. До ВОВ завод выпускал трактора, паровозы, вагоны, двигатели комбайнов, сталь и прокат, краны, трамваи, автомобили (с 1933), танки, артиллерийские орудия и пр.
Осенью 1941 года большая часть оборудования и сотрудники завода эвакуированы на Урал, в Челябинск, где на Челябинском Кировском заводе («Танкоград») было развернуто массовое производство тяжелых танков, самоходных артиллерийских установок, боеприпасов. Оставшаяся в Ленинграде часть завода продолжала работать в 4-х км от передовой, на заводе без перерывов осуществлялся ремонт бронетехники. В 1948 г. эвакуированная часть вернулась из Челябинска, и завод заработал в полном объеме. В послевоенные годы основным направлением деятельности завода стало массовое производство военной техники, тракторов «Кировец» (с 1962 г.), атомное и энергомашиностроение.
В 1954 г. на заводе создана 1-я в мире промышленная газовая центрифуга для разделения изотопов урана, в 1957 г. изготовлена турбина для 1-го в мире атомного ледокола («Ленин»)*. Завод имеет множество государственных наград.
В 1992 г. акционирован. В годы перестройки проведена конверсия и реструктуризация хозяйственной деятельности. Производство переориентировано, налажен выпуск машин для дорожного строительства, нефтяной и газовой отраслей, освоен выпуск бронеавтомобилей, кормоуборочных комбайнов, быстроходных траншейных машин, самоходных гусеничных кранов, новых модификаций тракторов. Продукция завода обеспечивает работу 50% энергоблоков всех российских и 13 зарубежных атомных электростанций, в том числе 100% современных реакторов ВВР-440. В настоящее время основная деятельность управляющей компании ОАО «Кировский завод» - сдача в аренду своей недвижимости, у компании около 30 дочерних обществ (среди них заводы «Петросталь», Петербургский тракторный завод, «Универсалмаш», ЗАО «Турбомашины» и пр.), которые производят тракторы и др. сельхозмашины, запасные части, металлопрокат, энергетические машины, оборудование для газовой и атомной отраслей, металлургическую, машиностроительную и прочую продукцию, некоторые виды энергии и др.
* Кировские турбозубчатые силовые агрегаты в качестве основного энергетического оборудования установлены на более 80% атомных подводных лодок всех поколений, на всех ныне существующих в мире 9 атомных ледоколах и на многих надводных кораблях большого водоизмещения ВМФ и судов коммерческого флота.