Gaz & electricite de la ville de Kazan (Газ и электричество города Казань) – русско-бельгийская акционерная компания, занимавшаяся газовым городским освещением и выработкой электроэнергии в Городе Казань. Общество организовано в 1896 г. В Брюсселе как правопреемник русской фирмы, работавшей там по этому профилю с 1873 г. Одно из ведущих предприятий дореволюционной России в своей отрасли.
Компания, с которой ведет свое начало Gaz & electricite de la ville de Kazan, восходит к газовому заводу статского советника, железнодорожного предпринимателя, отставного штабс-капитана Сергея Дмитриевича Башмакова (1831-1877), предложившего в городскую думу Казани в 1872 г. проект создания газового освещения в городе. В 1874 г. с Башмаковым был заключен 50-летний контракт «об освещении города Казани текучим газом». В договоре между городом и Башмаковым оговаривались условия установки газовых фонарей, освещающих «нефтяным газом», и оговаривались условия безвозмездного выделения земельного участка под строительство газового завода. Сроки строительства завода и установки освещения установлены в 2 года. Через 25 лет Городская дума получала право выкупить у предпринимателя всё газовое хозяйство по согласованной сторонами цене.
Реализация проекта заняла 8 месяцев. За основу газового производства были выбраны немецкие нефтегазовые установки системы Гирцеля с горизонтальными ретортами. Строительные и монтажные работы проводились под руководством немецких специалистов Креля и Кронберга. Стоимость завода со всем оборудованием, но без учёта газопроводной сети, составила 222 тыс.899 руб. 24 (12) декабря 1874 г. газовый завод в Казани был введён в эксплуатацию. Это было 1-е городское предприятие в России, использовавшее в качестве сырья в больших объёмах нефтяные остатки. К концу 1876 г. газовый завод обеспечил бесперебойную работу тысячи уличных фонарей и ряда городских казённых и общественных зданий.
В 1877 г. после смерти С.Д. Башмакова его наследники образовали общество-преемник «Наследники С.Д. Башмакова», которое продолжило эксплуатацию газового хозяйства Казани. К 1888 г. на заводе действовали 6 печей системы Гирцеля с 5-ю горизонтальными ретортами каждая, в качестве сырья использовались тысячи пудов нефтяных остатков. В 1885 г. завод произвёл 10 млн. 300 тыс. кубических футов газа, в 1886 г. — 9 млн. 928 тыс. 900 кубических футов. Общество обслуживало 1033 уличных фонаря и 6099 частных абонентов, в числе промышленных абонентов помимо этого 5 газовых двигателей и 8 газовых печей. На заводе работало полтора десятка человек (включая директора, технического инноватора производства - химика Г.И. Ломана), уличные фонари обслуживала команда фонарщиков.
К началу 1890-х протяженность городской газопроводной сети в Казани составила 47 верст, газовое освещение провели в ряд общественных зданий.
В 1896 г. «Общество наследники С.Д. Башмакова» с согласия Городской думы передало исполнение газового контракта учреждённой 18 ноября 1896 г. бельгийской фирме «Gaz & Electricite de la Ville de Kazan» (Газ и Электричество города Казани). Её уставной капитал составлял 1,65 млн. бельгийских франков, эмитированный в 16 500 акций номиналом 100 франков каждая. Бельгийская фирма получила крупные контракты на производство двигателей и установку электростанций и освещения Курской и в Санкт-Петербурге в сотрудничестве с Compagnie Mutuelle de Tramways, созданной в сентябре 1895 г.
Целью новой компании было строительство мощной электростанции, а газовый завод поставлял бы газ для мощных газовых двигателей, вырабатывающих электричество. Для этого требовалась коренная модернизация завода. Под руководством инженера-технолога Г.Л. Соколовского и инженера М. Пиккеринга были смонтированы новые газовые печи, а также внедрён ряд устройств для механизации трудоёмких процессов.
Еще в 1895 г. бельгийская фирма ввела в эксплуатацию в Казани 1-ю городскую электростанцию. По закону Российской империи, вступившим в силу в 1887 г., компания Gaz et Électricité должна была получить разрешение российского правительства для получения разрешения на работу в России. Такое разрешение было получено только 31 декабря 1899 г. До этой даты его административный центр Общества был в Санкт-Петербурге под руководством Alfred Schaar. В 1899 г. между Городской думой и бельгийским обществом был заключен новый 30-летний договор. По новому договору право досрочного выкупа городом электростанции и газового завода перенесено с 1899 на 1914 г., когда и был осуществлен выкуп. Платежи, согласно договору, должны были поступать до 1927 г. После перехода под муниципальное управление директором завода стал инженер-технолог Юлий Аушкапа. После российского экономического кризиса 1900 г. главным акционером Gaz et Électricité de la Ville de Kazan стала бельгийская Mutuelle de Tramways. С 1901 г. президентом Gaz et Électricité de la Ville de Kazan стал Charles Charlier, с момента основании фирмы состоявший в Совете директоров. В 1910 г. мажоритарным акционером Compagnie mutuelle de Tramways стала Société Générale de Belgique.
В годы Первой мировой войны нефтехимики завода смогли наладить производство составляющих для взрывчатых веществ. После национализации, в 1918 г. Gaz et Électricité de la Ville de Kazan перестал публиковать финансовую отчетность, после пытался добиться соблюдения своих интересов через специальный бельгийский комитет, действовавший в России. После потери российских активов, в 1919 название компании изменено на Société d'Électricité et de Traction. В декабре 1920 г. Charles Charlier предложил правительству Бельгии освободиться действовавшие в России до революции бельгийские предприятия от налогов, в 1925 г. в корпоративное право Бельгии были внесены законодательные изменения, позволившие выполнить предложения бывших владельцев предприятия. После отмены этого закона Gaz et Électricité de la Ville de Kaza был ликвидирован 15 декабря 1954 г. Юридически ликвидация бельгийского общества Gaz et Électricité de la Ville de Kazan была завершена в 1976 г.
Компания, с которой ведет свое начало Gaz & electricite de la ville de Kazan, восходит к газовому заводу статского советника, железнодорожного предпринимателя, отставного штабс-капитана Сергея Дмитриевича Башмакова (1831-1877), предложившего в городскую думу Казани в 1872 г. проект создания газового освещения в городе. В 1874 г. с Башмаковым был заключен 50-летний контракт «об освещении города Казани текучим газом». В договоре между городом и Башмаковым оговаривались условия установки газовых фонарей, освещающих «нефтяным газом», и оговаривались условия безвозмездного выделения земельного участка под строительство газового завода. Сроки строительства завода и установки освещения установлены в 2 года. Через 25 лет Городская дума получала право выкупить у предпринимателя всё газовое хозяйство по согласованной сторонами цене.
Реализация проекта заняла 8 месяцев. За основу газового производства были выбраны немецкие нефтегазовые установки системы Гирцеля с горизонтальными ретортами. Строительные и монтажные работы проводились под руководством немецких специалистов Креля и Кронберга. Стоимость завода со всем оборудованием, но без учёта газопроводной сети, составила 222 тыс.899 руб. 24 (12) декабря 1874 г. газовый завод в Казани был введён в эксплуатацию. Это было 1-е городское предприятие в России, использовавшее в качестве сырья в больших объёмах нефтяные остатки. К концу 1876 г. газовый завод обеспечил бесперебойную работу тысячи уличных фонарей и ряда городских казённых и общественных зданий.
В 1877 г. после смерти С.Д. Башмакова его наследники образовали общество-преемник «Наследники С.Д. Башмакова», которое продолжило эксплуатацию газового хозяйства Казани. К 1888 г. на заводе действовали 6 печей системы Гирцеля с 5-ю горизонтальными ретортами каждая, в качестве сырья использовались тысячи пудов нефтяных остатков. В 1885 г. завод произвёл 10 млн. 300 тыс. кубических футов газа, в 1886 г. — 9 млн. 928 тыс. 900 кубических футов. Общество обслуживало 1033 уличных фонаря и 6099 частных абонентов, в числе промышленных абонентов помимо этого 5 газовых двигателей и 8 газовых печей. На заводе работало полтора десятка человек (включая директора, технического инноватора производства - химика Г.И. Ломана), уличные фонари обслуживала команда фонарщиков.
К началу 1890-х протяженность городской газопроводной сети в Казани составила 47 верст, газовое освещение провели в ряд общественных зданий.
В 1896 г. «Общество наследники С.Д. Башмакова» с согласия Городской думы передало исполнение газового контракта учреждённой 18 ноября 1896 г. бельгийской фирме «Gaz & Electricite de la Ville de Kazan» (Газ и Электричество города Казани). Её уставной капитал составлял 1,65 млн. бельгийских франков, эмитированный в 16 500 акций номиналом 100 франков каждая. Бельгийская фирма получила крупные контракты на производство двигателей и установку электростанций и освещения Курской и в Санкт-Петербурге в сотрудничестве с Compagnie Mutuelle de Tramways, созданной в сентябре 1895 г.
Целью новой компании было строительство мощной электростанции, а газовый завод поставлял бы газ для мощных газовых двигателей, вырабатывающих электричество. Для этого требовалась коренная модернизация завода. Под руководством инженера-технолога Г.Л. Соколовского и инженера М. Пиккеринга были смонтированы новые газовые печи, а также внедрён ряд устройств для механизации трудоёмких процессов.
Еще в 1895 г. бельгийская фирма ввела в эксплуатацию в Казани 1-ю городскую электростанцию. По закону Российской империи, вступившим в силу в 1887 г., компания Gaz et Électricité должна была получить разрешение российского правительства для получения разрешения на работу в России. Такое разрешение было получено только 31 декабря 1899 г. До этой даты его административный центр Общества был в Санкт-Петербурге под руководством Alfred Schaar. В 1899 г. между Городской думой и бельгийским обществом был заключен новый 30-летний договор. По новому договору право досрочного выкупа городом электростанции и газового завода перенесено с 1899 на 1914 г., когда и был осуществлен выкуп. Платежи, согласно договору, должны были поступать до 1927 г. После перехода под муниципальное управление директором завода стал инженер-технолог Юлий Аушкапа. После российского экономического кризиса 1900 г. главным акционером Gaz et Électricité de la Ville de Kazan стала бельгийская Mutuelle de Tramways. С 1901 г. президентом Gaz et Électricité de la Ville de Kazan стал Charles Charlier, с момента основании фирмы состоявший в Совете директоров. В 1910 г. мажоритарным акционером Compagnie mutuelle de Tramways стала Société Générale de Belgique.
В годы Первой мировой войны нефтехимики завода смогли наладить производство составляющих для взрывчатых веществ. После национализации, в 1918 г. Gaz et Électricité de la Ville de Kazan перестал публиковать финансовую отчетность, после пытался добиться соблюдения своих интересов через специальный бельгийский комитет, действовавший в России. После потери российских активов, в 1919 название компании изменено на Société d'Électricité et de Traction. В декабре 1920 г. Charles Charlier предложил правительству Бельгии освободиться действовавшие в России до революции бельгийские предприятия от налогов, в 1925 г. в корпоративное право Бельгии были внесены законодательные изменения, позволившие выполнить предложения бывших владельцев предприятия. После отмены этого закона Gaz et Électricité de la Ville de Kaza был ликвидирован 15 декабря 1954 г. Юридически ликвидация бельгийского общества Gaz et Électricité de la Ville de Kazan была завершена в 1976 г.