Акционерное Общество Николаевских Заводов и Верфей (совр. Черноморский судостроительный завод, ЧСЗ) - крупнаясудостроительная компания из г. Николаева Херсонской губернии (на терр. совр. Украины). Началом завода стало строительство судостроительного, механического и литейного завода французским «Анонимным обществом судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве» (иногда название АО указывается как «бельгийское «Общество корабельных верфей, мастерских и плавилен») в 1895 г. Завод французского общества, известный как «Наваль», был открыт в 1897 г., он был единственным крупным частным заводом военного судостроения на Черном море. На предприятии могли одновременно строиться 4 крупных корабля броненосного типа или 8 средних крейсеров, находящиеся при заводе мастерские были в состоянии полностью оборудовать построенные корабли. Предприятие представляло собой совокупность относительно самостоятельных заводов: судостроительной верфи, мостостроительного и котельного заводов, кузницы для тяжелых и легких поковок, чугуно- и меднолитейного, сталелитейного, машиностроительного, вагоностроительного. Завод имел 8 дополнительных специализированных цехов, где производились артиллерийские башни, снаряды, паровозы, вагоны, железнодорожные мосты. Также завод изготавливал котлы и механизмы для броненосцев, сооружавшихся в Николаевском адмиралтействе. Нужно отметить, что, согласно, официальной записке, на 1911 г. сумма по прочим, несудовым заказам (мосты, котлы, машины, сталь и чугун), значительно превышала заработки судостроительного отдела.
До 1902 завод работал в убыток, в 1902 в связи с полученным от казны заказом на строительство 5 миноносцев и 4 эсминцев прибыль начала расти. На рубеже 1900-1910-х бельгийское анонимное общество «Наваль» приобрело находившийся по соседству завод «Черноморское механическое общество» (или «Общество механического производства в Южной России», др. назв. предприятия: «Черноморский механический и артиллерийский завод», «Черноморский механический и котельный завод, просто Черноморский завод. АО принадлежало французским предпринимателям; насчитывало 2000 рабочих, строило паровозы и вагоны, производило снаряды; завод строился в 1895-96, пущен в 1896). В период 1909-1912 "Наваль" правительственных военных заказов не получал, положение изменилось только после принятия государственных судостроительных программ 1912—1916 гг. У Морского ведомства не хватало средств на строительство судостроительных заводов своими силами, из-за нехватки валюты были сложности и с закупкой современных броненосных кораблей за рубежом. Эти причины привели к решению поручить постройку военных кораблей Черноморского флота частным заводам.
В 1910 г. «Наваль» попал под внешнее управление. В 1911 в Париже русско-французской банковской группой (Русско-Азиатский банк, С. Петербургский частный коммерческий банк, Société Générale в Париже, Banque de Paris et des Pays bas, Union Parisienne и др.) было учреждено новое, французское анонимное общество Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ).
В правление французского общества входили: Г.А. Блох (состоял членом совета Петербургского международного банка, входил также в руководство тринадцати компаний), Я.С. Авдаков, К.П. Боклевский, Л.Э. Гибер (член совета Русско-Азиатского банка, состоял в руководстве четырех компаний), И.Ф. Бострем, Б.Н. Троицкий-Сенютович, А.А. Вельский, Д.Ф. Крукстон, Э. Франки, И.И. Яблонский.
В составе СПб комитета правления Общества: председатель комитета А. И. Путилов и члены комитета — Н. С. Авдаков, К. П. Боклевский, Л. Э. Гибер, А. А. Давидов, И. С. Каннегисер и П. Н. Летуновский.
Правление общества в Петербурге/Петрограде по адресу: Галерная 63.
В 1912 г. «АО Николаевских заводов и верфей» перешло под контроль финансового гиганта - С.-Петербургско го международного коммерческого банка. В 1913 общество преобразовано из французского в русское с тем же названием, с основным капиталом 7 млн. руб. (24 тыс. акций по 187 руб. 50 коп. и 25 тыс. акций по 100 руб.), что позволило выполнить требование Морского министерства строить корабли по новым судостроительным программам только на русских заводах и руками русских рабочих. Поскольку ОНЗиВ не могло самостоятельно построить все корабли для Черного моря, предусмотренные судостроительной программой 1912—1916 гг., на юге России было создано 2-е крупнейшее судостроительное предприятие «Руссуд» (совр. Судостроительный завод имени 61 коммунара, бывший судостроительный завод № 445). Также находившееся под контролем Петербургского международного банка. С 1912 г. деятельность предприятий синхронизирована в целях выполнения судостроительных программ.
В 1919 г. "Наваль" национализирован. В 1921 г. начато восстановление завода после гражданской войны. В 1922 г. название завода изменено на «Николаевские объединенные государственные заводы им. Марти и Бадина», в 1924 – на «Николаевские объединенные государственные заводы им. Андре Марти». В 1929 г. завод вошел в новообразованный Судотрест (с 1930 года — Главморпром). В 1932 г. завод разделен на три: судостроительный, машиностроительный и металлургический, на базе которых образован Комбинат, расформированный в 1934 г. До войны завод активно развивался, осваивались новые технологии и строились новые цеха. В июне 1941 завод начал выпуск авиабомб, понтонов и другой военной продукции. В 1944 г. завод полностью разрушен отступавшими немецкими войсками, начал восстанавливаться в тот же год, как только территорию стала контролировать Красная Армия. В 1956 переименован в «Николаевский судостроительный завод имени Н.И. Носенко». Во время управленческих реформ Н.С. Хрущева и упразднения министерств завод включен в состав Херсонского совнархоза (1957), в 1963 — в состав Черноморского совнархоза. После упразднения совнархозов снова подчинялся судостроительной промышленности СССР (с 1965). В 1968 г. переименован в «Черноморский судостроительный завод». В 1950-70-х завод продолжил уверенное развитие и расширение, продолжалось строительство новых цехов и освоение новых технологий. В 1989 г. завод дебютировал в отрасли крупнопанельного домостроения, для чего был создан отдельных цех. В 2003 г. исключен из списка стратегических предприятий, не подлежащих продаже. В настоящее время количество работников сокращено, в основном предприятие занимается предоставлением в аренду своих площадей.