Закаспийская железная дорога

Закаспийская железная дорога

Закаспийская железная дорога (иногда – Закаспийская военная железная дорога; англ. Transcaspian Railway) – железная дорога Российской империи, построенная в 1880-91 гг. на государственные средства. История Среднеазиатских железных дорог начинается в 1874 г., когда было принято решение о строительстве ветки Оренбург-Ташкент. Позднее проект изменился, и магистраль направили из Ташкента к восточного берегу Каспия. Начало строительство дороги связано с экспедицией генерала М.Д. Скобелева в Ахал-Текинский оазис и осадой крепости Геок-Тепе. Строительство началось в ноябре 1880 г. Дорога достигла Ашхабада в 1885 г, Чарджоу (1886), после возведения моста через Амударью – Самарканда (1888), участок Ховаст-Ташкент (1889). Дорога шла от порта Красноводск (совр. г. Туркменбаши в Туркмении). Первоначально дорога служила армейским нуждам, но после появилось и хозяйственное значение, с 1888 г. дорога стала прибыльной. При Закаспийской железной дороге в конце на рубеже 19-20 вв. построена Офицерская железнодорожная школа.
В 1890-е дорогу проектировал В. А. Обручев, строил - генерал М. Н. Анненков; на Закаспийской дороге инженер И. Н. Ливчак применил технологию механизированной укладки железнодорожного пути. На 1913 г. протяженность Закаспийской магистрали составляла 1717 верст. Основная линия: Красноводск – Мерв – Самарканд, боковые - Мерв – Кушка – Торгунди (Афганистан). В Самарканде соединялась с Ташкентской железной дорогой. Осенью 1900 г. было начато одновременно с обоих концов строительство дороги Оренбург-Ташкент. Линия Ташкент-Оренбург вступила в строй в 1906 г., открыв для Средней Азии прямой выход в Центральную Россию. На рубеже веков Закаспийская железная дорога соединена с Самарканд-Андижанской железнодорожной линии, образовав Среднеазиатскую железную дорогу (общая протяженность - 2382 верст), с главной линией Красноводск-Ташкент (1749 верст). В советское время строились новые линии (1941-75 гг.), общая протяженность Среднеазиатской дороги составляла 6199 км. После распада СССР из Среднеазиатской выделились Узбекская, Туркменская, Киргизская и Таджикская железные дороги.
ООО «АртСтудия»
ООО «АртСтудия»
Кузнецкий мост, 21/5
Москва, 107031 Россия
Workpref+7-495-648-65-40