Центральная Нью-Йоркская железная дорога (The New York Central Railroad, NYC, New York Central & Hudson River Railroad, NYC&HR) – крупная железнодорожная сеть и одноименная компания, работавшая на северо-востоке и Среднем Западе США. Штаб-квартира в Нью-Йорке. Имела множество дочерних компаний и железнодорожных веток местного подчинения. В общегеографическом смысле железная дорога New York Central обслуживала весь восток Буффало, также линию от Буффало чрез Кливленд и Толедо до Чикаго (изначально – железная дорога Lake Shore & Michigan Southern Railway). NYC включала линии «Огайо-централ» (от Толедо через Коламбус до и за Чарльстона, Западная Виргиния) и линию Бостон-Олбани. Север Мичигана обслуживала железная дорога «Мичиган-сентрал» (линия Буффало-Детройт-Чикаго).
Основана в 1831 г. Система «Нью-Йорк-сентрал» образовалась в результате слияния железнодорожных компаний Lake Shore & Michigan Southern Railway (LS&MS), West Shore Railroad (WS), Boston & Albany Railroad (B&A), Ohio Central Lines, Michigan Central Railroad (MC), Cleveland, Cincinnati, Chicago & St. Louis Railway (Big Four) и нек. других. С 1914 до 1935 называлась New York Central Lines, название New York Central System принято в 1935 г. NYCS была крупнейшей восточной системой магистралей по километражу и 2-й после Пенсильванской железной дороги (PRR) по доходу. NYCS обслуживала самую индустриально развитую часть страны, по тоннажу грузоперевозок ее превосходили только угольные железные дороги. Вместе с PRR, это была главная пассажирская железная дорога региона.
Главные направления, включая Нью-Йорк-Чикаго, следовали вдоль рек и не имели существенных перепадов уровня, потому паровозы NYC были оптимизированы для равнинной местности. Знаменитые локомотивы NYC - 4-6-4 Hudsons, послевоенные быстрые локомотивы 4-8-4 S-класса Niagaras и др.
В 1950-х (до 1957 г.) паровая тяга NYC была заменена на электродизельную и тепловозную. В послевоенный период железные дороги США, как и многих других развитых стран, оказались в ситуации невыигрышной конкуренции с автомобилями (из-за регулирования тарифов и значительных налогов, а также принятия в 1956 г. закона Federal-Aid Highway Act*) и самолетами, которые лишили железнодорожный транспорт преимуществ на дальних расстояниях. На грузоперевозки NYC дополнительно отрицательно повлияло открытие в 1959 приморской дороги Saint Lawrence Seaway. В 1960-х руководство дороги предприняло усилия по модернизации путей, сортировочных станций и пр., эти усилия повысили стоимость акций компании до отметок, не виденных с конца войны. В 1968 NYC объединилась с бывшим конкурентом - железной дорогой Пенсильвании, образовав компанию Penn Central, существовавшую до 1970 г. Часть подконтрольных NYC дорог
(в т.ч. Pittsburgh & Lake Erie Railroad (P&LE), Indi ana Harbor Belt Railroad (IHB), Chicago & North Western, Milwaukee Road) не вошли в Penn Central. В 1976 Penn-Central поглощена компанией Conrail. В 1998 большая часть старых линий Нью-Йоркской Центральной (Conrail) поглощена корпорацией и железной дорогой CSX.
*Закон 1956 г. Federal-Aid Highway Act (Interstate Highway Act) помог создать сеть эффективных дорог для моторного транспорта через всю страну, что позволило вовлечь множество людей в автомобильные путешествия.