Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб), Великий Сибирский Путь (историческое название) - железная дорога через Евразию, соединяющая Москву (южный ход) и Санкт-Петербург (северный ход) с крупнейшими Восточно-Сибирскими и Дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9298,2 км - это самая длинная железная дорога в мире. Историческим Транссибом является восточная часть магистрали, от Челябинска (Южный Урал) до Владивостока (участок построен в 1891-1916 гг.), её длина около 7 тыс. км. В настоящее время Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России, а говоря шире - российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию . Технические возможности Транссиба позволяют перевозить по нему до 100 млн тонн грузов в год.
Строительство велось на государственные средства. Решение о строительстве магистрали принято в 1891, фактически строительство началось в марте 1891 г. на участке Миасс - Челябинск; официальное открытие, на котором присутствовал цесаревич Николай Александрович (будущий Николай II), состоялось в марте 1891 г. близ Владивостока. Строительство велось невиданными темпами - за 10 лет было проложено 7,5 тыс. км магистрали. С восточной стороны Транссиб был доведен от Владивостока до Хабаровска, где строительные работы затормозились необходимостью возведения огромного моста через Амур. С западной стороны железнодорожные пути были доведены до Забайкалья. Движение по Транссибу началось в октябре 1901 г., после укладки "золотого звена" на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги. Регулярное сообщение между Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России ( Владивостоком, Порт-Артуром) по железной дороге установлено в 1903 г., когда Китайско-Восточную железную дорогу приняли в постоянную эксплуатацию. В июле 1903 г. Великий Сибирский путь введен в строй на всем протяжении (но на байкальском участке поезда переправлялись на пароме). Дорога вокруг Байкала (часть Транссиба) принята в эксплуатацию в 1905 г. После поражения в русско-японской войне и возникших из-за этого затруднений в использовании КВЖД Транссибирская магистраль строилась только на территории Российской империи. Строительство магистрали завершилось в октябре 1916 г. с открытием движения по специально построенному для этого мосту через Амур близ Хабаровска. Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1913 год составила 1 455 413 000 рублей (в ценах 1913 года). В 20-м и 21-м веках проводилась частичная модернизация Транссиба.