Северо-Кавказская железная дорога - филиал ОАО «РЖД». Управление в Ростове-на-Дону. Дорога обеспечивает выход грузопотоков на Российские черноморские порты: Туапсе и Новороссийск, а также перевозит пассажиров на курорты Сочи, Туапсе, Анапа, Кисловодск, Ейск, Горячий Ключ.
Строительство северокавказских железных дорог начато в 1861 г. До Ростова и Владикавказа дорога дошла в 1875 г., до Екатеринодара (совр. Краснодар) и Новороссийска – в 1884-88 г. С выходом к морскому порту резко возросли потоки зерна на экспорт, что придало дополнительный толчок развитию дороги. В начале 20 в. построены новые ветки, к октябрю 1917 года общая длина дорог региона составляла 5000 вёрст.
В 1922 г. образованы «Северо-Кавказские железные дороги» после национализации частных Армавир-Туапсинской железной дороги и Владикавказской железных дорог. В 1935 г. Северо-Кавказские железные дороги разделены на Северо-Кавказскую железную дорогу (Орджоникидзе / совр. Владикавказ) и Азово-Черноморскую железную дорогу (Ростов-на-Дону). В 1936 г. Азово-Черноморская дорога переименована в железную дорогу имени К. Е. Ворошилова. В 1937 г. Северо-Кавказская дорога переименована в Орджоникидзевскую железную дорогу.
В 1920-е — 1940-е годы на дороге построены участки: Туапсе — Сочи (1923), Сочи — Адлер с веткой на Старую Мацесту (1927), Ставрополь — Палагиада (1931 ) и др. Дорога продолжала строиться и в годы Великой Отечественной войны. В 1943 г. железная дорога имени К. Е. Ворошилова переименована в Северо-Кавказскую. В 1959 г. Северо-Кавказская и Орджоникидзевская железные дороги снова объединены в единую Северо-Кавказскую железную дорогу. Новые участки продолжали строиться в 1960-80-х гг. С 1930-х гг. дорога вплоть до настоящего времени постепенно электрифицируется.
Сейчас эксплуатационная длина дороги составляет 6311,4 км, число станций — 403 (из них на 281 производятся грузовые операции), на дороге работают более 60 тыс. чел.
В настоящее время проводятся работы по расширению и частичной реконструкции дороги, планируется строительство новых тоннелей.
Строительство северокавказских железных дорог начато в 1861 г. До Ростова и Владикавказа дорога дошла в 1875 г., до Екатеринодара (совр. Краснодар) и Новороссийска – в 1884-88 г. С выходом к морскому порту резко возросли потоки зерна на экспорт, что придало дополнительный толчок развитию дороги. В начале 20 в. построены новые ветки, к октябрю 1917 года общая длина дорог региона составляла 5000 вёрст.
В 1922 г. образованы «Северо-Кавказские железные дороги» после национализации частных Армавир-Туапсинской железной дороги и Владикавказской железных дорог. В 1935 г. Северо-Кавказские железные дороги разделены на Северо-Кавказскую железную дорогу (Орджоникидзе / совр. Владикавказ) и Азово-Черноморскую железную дорогу (Ростов-на-Дону). В 1936 г. Азово-Черноморская дорога переименована в железную дорогу имени К. Е. Ворошилова. В 1937 г. Северо-Кавказская дорога переименована в Орджоникидзевскую железную дорогу.
В 1920-е — 1940-е годы на дороге построены участки: Туапсе — Сочи (1923), Сочи — Адлер с веткой на Старую Мацесту (1927), Ставрополь — Палагиада (1931 ) и др. Дорога продолжала строиться и в годы Великой Отечественной войны. В 1943 г. железная дорога имени К. Е. Ворошилова переименована в Северо-Кавказскую. В 1959 г. Северо-Кавказская и Орджоникидзевская железные дороги снова объединены в единую Северо-Кавказскую железную дорогу. Новые участки продолжали строиться в 1960-80-х гг. С 1930-х гг. дорога вплоть до настоящего времени постепенно электрифицируется.
Сейчас эксплуатационная длина дороги составляет 6311,4 км, число станций — 403 (из них на 281 производятся грузовые операции), на дороге работают более 60 тыс. чел.
В настоящее время проводятся работы по расширению и частичной реконструкции дороги, планируется строительство новых тоннелей.