Николаевская железная дорога

Николаевская железная дорога

Николаевская железная дорога (до 1855 г. Петербург-Московская, с 1923 - в Октябрьская) - вторая железная дорога Российской Империи, построенная после железнодорожной ветки Санкт-Петербург - Царское село. Построена в середине 19 в. для обеспечения железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой. Движение открыто 13 ноября 1851 г., через 9 лет после подписания указа о строительстве.
Хотя ко времени проектирования сообщения между столицами уже функционировала Царскосельская железная дорога, министры считали, что связать столицы железной дорогой слишком дорого из-за неровности ландшафта. При проектировании дороги Петербург-Москва комиссия рассматривала 2 варианта: прямой путь и пути следование линии через Новгород и Вышний Волочек (для увеличения грузопотока), дискуссии положил конец царь Николай I, решивший, что дорога пойдет прямо из столицы в Москву. По настоянию царя Николая I железная дорога была построена, и 645 км путей проложены идеально прямо. Исключение составили два небольших изгиба (хорошо видны на старых картах): по легенде, конструкторы воспроизвели их, следуя в точности начертанной Николаем I на карте линии, а когда император чертил будущую дорогу по линейке, карандаш, наткнувшись на его пальцы, сделал изгибы. Николаевская дорога стала первой двухпутной казённой железной дорогой в Российской Империи и положила начало созданию железнодорожной сети общегосударственного значения. Протяжённость дороги составила 645 км.
Помимо первой русской магистрали Петербург-Москва, Николаевская ж.-д. включала также линии, построенные позже: Петербург - Нарва и Тосно - Гатчина (1870), Чудово - Новгород (1871), Лихославль - Вязьма (1888), Павловск - Дно - Сущёво (1904), Бологое - Полоцк - Седлец (1907), Московскую окружную железную дорогу (1908). Проходила по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской, Смоленской губерний. Протяжённость (1913) - 1545 вёрст (главным образом двухколейный путь). Первоначально Николаевская железная дорога принадлежала казне; в 1868-1894 - Главному обществу Российских железных дорог, затем - вновь казне; управление дороги находилось в Петербурге. В состав дороги входили также 3 шпалопропиточных, 2 газовых завода (в Москве и Петербурге), элеваторы на крупных товарных станциях, таможенные агентства; железнодорожные вокзалы в Москве и Петербурге (построены в 1844-51; архитектор К.А. Тон), на станции Любань (1844-51; архитектор Р.А. Желязевич) и др. Подготовка рабочих велась в 27 училищах и на ремесленных курсах. На линии построили 2 больших вокзала в столицах, 34 станции, 8 больших, 182 малых и средних мостов, 69 труб и 19 путепроводов. В Первую мировую войну по дороге шли грузы для Северного фронта, тогда была усилена пропускная способность Петроградского узла (1700 вагонов в сутки). В мае 1918 Николаевская железная дорога перешла в ведение НКПС.
ООО «АртСтудия»
ООО «АртСтудия»
Кузнецкий мост, 21/5
Москва, 107031 Россия
Workpref+7-495-648-65-40