Кольчугинская железная дорога – частная железная дорога Российской империи, построенная в на средства акционерного общества Кольчугинской железной дороги, в которое входили владельцы угледобывающих предприятий. Дорога обеспечивала доставку сырья с Кольчугинских каменноугольных копей, связывала угольные районы с промышленными. Дорога проходила по территории юга Западной Сибири в районе современной Кемеровской области, целью ее сооружения ба эксплуатация каменноугольных месторождений Кузнецкого бассейна.
Строительство начато в 1914 г. В 1916 г. построены, северная часть линии Юрга-Кольчугино (совр. Ленинск-Кузнецкий) с ветвью Топки-Кемерово общим протяжением 237 км и южная часть Кольчугино-Кузнецка с ветвью на Гурьевск общим протяжением 208 км. В 1919 г. руководство строительством передано временному правлению Общества в г. Томске. Строительство Кольчугинской линии продолжено уже при советской власти в 1920-26 гг., в 1920-21 гг. строительство велось силами сибирской трудовой армии. Окончание строительства дороги в 1925 г. совпало с доведением Кольчугинской дороги до Западно-Сибирской железной дороги и присоединением Кольчугинской дороги к Западно-Сибирской. Временное управление Кольчугинской дороги ликвидировано в 1926 г. в связи с завершением строительства.
Начинаясь от станции Юрга, главная линия Кольчугинской железной дороги идет на юго-восток, прорезая почти посредине обширную площадь угленосных отложений, проходит в непосредственной близости от ряда ныне разрабатываемых месторождений (Ленинских, Прокопьевских). Кемеровская ветка соединяет с главной линией Кемеровские копи, коксохимический завод и Щегловск, а ветвь от станции Белово ведет к Гурьевскому железоделательному заводу. Станция Кузнецк расположена на левом берегу р. Томи против города Кузнецка.
Ныне Кольчугинская, Ачинск-Минусинская и Алтайская железные дороги в составе Томской дороги.
Строительство начато в 1914 г. В 1916 г. построены, северная часть линии Юрга-Кольчугино (совр. Ленинск-Кузнецкий) с ветвью Топки-Кемерово общим протяжением 237 км и южная часть Кольчугино-Кузнецка с ветвью на Гурьевск общим протяжением 208 км. В 1919 г. руководство строительством передано временному правлению Общества в г. Томске. Строительство Кольчугинской линии продолжено уже при советской власти в 1920-26 гг., в 1920-21 гг. строительство велось силами сибирской трудовой армии. Окончание строительства дороги в 1925 г. совпало с доведением Кольчугинской дороги до Западно-Сибирской железной дороги и присоединением Кольчугинской дороги к Западно-Сибирской. Временное управление Кольчугинской дороги ликвидировано в 1926 г. в связи с завершением строительства.
Начинаясь от станции Юрга, главная линия Кольчугинской железной дороги идет на юго-восток, прорезая почти посредине обширную площадь угленосных отложений, проходит в непосредственной близости от ряда ныне разрабатываемых месторождений (Ленинских, Прокопьевских). Кемеровская ветка соединяет с главной линией Кемеровские копи, коксохимический завод и Щегловск, а ветвь от станции Белово ведет к Гурьевскому железоделательному заводу. Станция Кузнецк расположена на левом берегу р. Томи против города Кузнецка.
Ныне Кольчугинская, Ачинск-Минусинская и Алтайская железные дороги в составе Томской дороги.