Донецкая железная дорога – железная дорога Российской империи (в наст. вр. на терр. Украины), обслуживала район Донбасса. Началом истории дороги считается ввод в строй Курско-Харьковско-Азовской магистрали общей протяженностью 332 версты (1870). Она сыграла важную роль в развитии экономики Донбасса - началось строительство доменных и сталеплавильных печей, заводов. Новая дорога давала также выход к Азовскому морю. Управление дороги находилось в Луганске.
В 1875 г. Министерством путей сообщения принято решение о строительстве Донецкой Каменноугольной железной дороги. Концессию на строительство получил промышленник Савва Мамонтов, организовавший акционерное общество «Донецкая дорога». В 1878 г. открыта Донецкая Каменноугольная железная дорога общей протяженностью 389 верст. Управление в Луганске. Рядом со станцией было построено первое в Донбассе железнодорожное училище. К 1879 г. протяженность дороги увеличилась до 479 верст. В 1880 г. объединены Донецкая и Константиновская железные дороги. С открытием участка Еленовка-Мариуполь (1882) дорога вышла к Азовскому морю. В 1884 г. Донецкая ж/д соединилась с центром Екатеринославской губернии и Криворожским железорудным бассейном. В 1890 г. С. Мамонтов продал Донецкую ж/д государству, в 1893 г. большая часть Донецкой ж/д вошла в состав Екатерининской казенной ж/д. В 1890-х гг. донецкая железнодорожная сеть продолжала развиваться. В 1904 г. запущена 2-я Екатерининская ж/д для разгрузки главного хода линии в западном направлении. Из-за начала Первой мировой войны расширение донецкой сети было свернуто.
К концу 1928 г. протяженность железной дороги составила 2545 км. В 1934 г. Управление дороги перенесено в г.Артемовск. В 1930-х донецкая дорога размерам погрузки занимала первое место в стране. Здесь осуществлялось 42% общей погрузки угля и 15% черных металлов. На Донецкой дороге впервые в 1936 г. началось оформление билетов транзитным пассажирам. В 1937 г. был открыт участок Постышево — Павлоград — Новомосковск в направлении Гришино — Ровно, где строительство было прервано Первой мировой и гражданской войной. В 1937 г. из Донецкой и Приднепровской дорог была выделена Южно-Донецкая дорога, управление которой находилось в Ясиноватой.
Дорога сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. В 1946-49 гг. в Сталино (с 1961 г. - Донецк) был построен новый вокзал. В 1953 г. решением Совета Министров создана единая Донецкая железная дорога для обслуживания Донецкого бассейна. В основном Донецкая магистраль пролегает по территории Донецкой, Луганской, частично Днепропетровской, Запорожской, Харьковской областей Украины. С конца 1950-х гг. до начала 1980-х гг. участки дороги непрестанно электрифицировались, новый этап электрификации пришелся на 1996-2007 гг. В 2000-х. дорога частично модернизировалась, отремонтированы станции и вокзалы, введены скоростные поезда повышенной комфортности.
В 1875 г. Министерством путей сообщения принято решение о строительстве Донецкой Каменноугольной железной дороги. Концессию на строительство получил промышленник Савва Мамонтов, организовавший акционерное общество «Донецкая дорога». В 1878 г. открыта Донецкая Каменноугольная железная дорога общей протяженностью 389 верст. Управление в Луганске. Рядом со станцией было построено первое в Донбассе железнодорожное училище. К 1879 г. протяженность дороги увеличилась до 479 верст. В 1880 г. объединены Донецкая и Константиновская железные дороги. С открытием участка Еленовка-Мариуполь (1882) дорога вышла к Азовскому морю. В 1884 г. Донецкая ж/д соединилась с центром Екатеринославской губернии и Криворожским железорудным бассейном. В 1890 г. С. Мамонтов продал Донецкую ж/д государству, в 1893 г. большая часть Донецкой ж/д вошла в состав Екатерининской казенной ж/д. В 1890-х гг. донецкая железнодорожная сеть продолжала развиваться. В 1904 г. запущена 2-я Екатерининская ж/д для разгрузки главного хода линии в западном направлении. Из-за начала Первой мировой войны расширение донецкой сети было свернуто.
К концу 1928 г. протяженность железной дороги составила 2545 км. В 1934 г. Управление дороги перенесено в г.Артемовск. В 1930-х донецкая дорога размерам погрузки занимала первое место в стране. Здесь осуществлялось 42% общей погрузки угля и 15% черных металлов. На Донецкой дороге впервые в 1936 г. началось оформление билетов транзитным пассажирам. В 1937 г. был открыт участок Постышево — Павлоград — Новомосковск в направлении Гришино — Ровно, где строительство было прервано Первой мировой и гражданской войной. В 1937 г. из Донецкой и Приднепровской дорог была выделена Южно-Донецкая дорога, управление которой находилось в Ясиноватой.
Дорога сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. В 1946-49 гг. в Сталино (с 1961 г. - Донецк) был построен новый вокзал. В 1953 г. решением Совета Министров создана единая Донецкая железная дорога для обслуживания Донецкого бассейна. В основном Донецкая магистраль пролегает по территории Донецкой, Луганской, частично Днепропетровской, Запорожской, Харьковской областей Украины. С конца 1950-х гг. до начала 1980-х гг. участки дороги непрестанно электрифицировались, новый этап электрификации пришелся на 1996-2007 гг. В 2000-х. дорога частично модернизировалась, отремонтированы станции и вокзалы, введены скоростные поезда повышенной комфортности.