Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Основной путь Тайшет — Советская Гавань строился с большими перерывами в 1938 - 1984 гг.
Общее направление трассы БАМа определено в 1937 г.: Тайшет — Братск — северная оконечность Байкала — Тындинский — Усть-Ниман — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань. В 1938 г. началось строительство западного участка от Тайшета до Братска. Первый поезд на полном протяжении линии Тайшет —Братск — Усть-Кут (Лена) прошёл в июле 1951 г., в 1958 г. участок сдан в постоянную эксплуатацию.
В 24 марта 1967 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР были возобновлены проектно-изыскательские работы. В 8 июле 1974 г. правительством были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) — Комсомольск-на-Амуре протяжённостью 3145 км, второго пути Тайшет — Усть-Кут (Лена) — 680 км, линий Бам — Тында и Тында — Беркакит — 397 км.
Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет (1972-84), а один из самых сложных участков— Северо-Муйский тоннель — был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 г. 1 октября 1984 г. на станции Куанда торжественно уложено «золотое» звено, соединившее обе части дороги в единое целое. Длина основного пути Тайшет — Советская Гавань составляет 4287 км. Ответвления: на Усть-Илимск (215 км); на Чинейское месторождение (66 км); на станцию Бамовская (179 км); на Якутск (на конец 2010 года построено 930 км, продолжается стройка на участке Кёрдем — Якутск) (1078 км); на Эльгинское месторождение (300 км); на станцию Известковая (326 км); на Чегдомын (16 км); на станцию Волочаевка (351 км); на станцию Чёрный Мыс — дорога к заброшенной стройке подводного тоннеля на остров Сахалин (120 км).
В 1997 году самостоятельное управление Байкало-Амурской железной дороги было ликвидировано, а вся трасса БАМа административно поделена между двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной,с границей по станции Хани.
Согласно «Стратегии-2030» планируется специализация БАМа для пропуска тяжеловесных поездов. При этом объём инвестиций в БАМ составит около 400 млрд руб. Будет построено 13 новых железнодорожных линий общей протяженностью около 7000 км. Это в первую очередь такие грузообразующие линии, как Лена — Непа — Ленск, Хани — Олёкминск, Новая Чара — Апсатская, Новая Чара — Чина, Шимановская — Гарь — Февральск, Улак — Эльгинское месторождение. «Стратегия-2030» предусматривает резкое увеличение пропускной способности БАМа. В планах даже перевод всего грузового движения с Транссиба на БАМ, тогда как Транссиб должен специализироваться на пассажирских и контейнерных перевозках.