Павел Павлович Крузенштерн (1834–1871) – русский морской офицер-гидрограф, капитан-лейтенант, исследователь Карского моря и устья Енисея, сын вице-адмирала Российского Императорского флота, выдающего исследователя Павла Ивановича Крузенштерна, внук адмирала И.Ф. Крузенштерна – мореплавателя, совершившего 1-го русское кругосветное путешествие.
П.П. Крузенштерн родился в Ревеле. Любовь к морю, дальним плаваньям, Северу воспринял от деда. С детства отличался бесстрашием: еще ребенком был награжден медалью за спасение утопающих. В 1842 г. вместе с матерью на 4 года уезжал в Германию, по возвращении поступил в Вышгородскую школу. В 1849-50 г. совершил с отцом 2 плаванья на Белое море на отцовской шхуне «Ермак». Во время плаванья с разрешения отца исполнял обязанности марсового. Целью плаваний было пройти из Онежской губы Белого моря в Карское, чтобы найти путь из Европы к устью Енисея. В 15 лет ходил в дальнее плаванье на военном транспорте «Двина» до Петропавловска-Камчатского. В 1852 г. стал морским юнкером. В 1854 произведен в мичманы В годы Крымской войны сражался с англо-французским флотом в Балтийском море (на защите Або в составе 2-го батальона гребной флотилии). В 1855 г. он командовал Российской экспериментальной подводной лодкой Бауэра и спас жизнь изобретателю Вильгельму Бауэру. Летом 1860 г. на той же шхуне «Ермак» исследовал устье Печоры, Печорское море и пытался через Карские Ворота пройти в Карское море. Путь оказался свободен, но позднее время года, недостатки в обеспечении заставили его повернуть обратно.
В начале 1862 г. отец Павла-младшего, П.И. Крузенштерн обратился в Морское министерство с просьбой оказать ему содействие в снаряжении экспедиции на Карское море для гидрографических исследований, и выяснение возможностей достижения устья Енисея. Необходимость этого мотивировалась требованиями развития судоходства для обеспечения товарообмена между Сибирью и Европой. Начальником экспедиции был назначен П.П. Крузенштерн. Ему выдали инструменты для наблюдений и средства на покупку провизии и одежды. Экипаж капитан набрал из военных моряков. Экспедицию снарядил промышленник Михаил Константинович Сидоров.
1 августа 1862 г.а шхуна «Ермак» вышла из деревни Кую на Печоре в 40 верстах от Пустозерска. Маршрут экспедиции лежал на северо-восток, к проливу Югорский Шар и дальше в Карское море, в которое после экспедиции Петра Пахтусова на протяжении последних 30 лет не проникало ни одно судно. 4 августа экспедиция достигла пролива Югорский Шар, с 9-го уже попадались льды. От острова Виродея, обогнув остров Долгий с севера, бриг льдом был пронесен в Карское море через Югорский Шар (до Карского моря шхуна добралась только через полмесяца, поскольку движение затрудняли штормы, туманы, течения и скопления льда в Югорском Шаре). Карское море было забито льдом и шхуна оказалась в ледовом плену. Затертый окончательно льдами, не имея возможности самостоятельно управляться, корабль был принесен к берегам земли Ямала. Несмотря на возникшие сложности, Крузенштерн продолжал вести метеорологические и гидрологические наблюдения. 2 сентября были предприняты безуспешные попытки найти берег, после началась подготовка похода на восток, к полуострову Ямал. На одного человека приходилось 28 кг поклажи. Шхуну оставили, пеший поход начался 9 сентября. 16 сентября все 25 человек были на твердой земле (данные о составе экспедиции разнятся, центральный Госархив ВМФ СССР в 1990 г. сообщил, что их было около 30 человек). Последние 100–200 метров чистой воды они пересекали на маленьких льдинках. Через день старший штурман в зрительную трубу обнаружил чумы ненцев. Уже через час моряков принял богатый оленевод Сейч Сэротэтто (потомки С. Сэротэтто сохранили несколько документов об этой экспедиции, сейчас они хранятся в Ямальском государственном музее). У Сейча они прожили пару месяцев. Оттуда моряки направились на юг вдоль берега Обской губы, через 12 дней достигли Оби, а после становления льда переправились в Обдорск (Салехард). По крепкому льду в Обдорск их повёл брат Сейча – молодой Паднана Сэротэтто. Пробыв в Обдорске 12 дней, они двинулись дальше, через Урал, и в начале ноября добрались до места старта экспедиции – деревни Куя в устье Печоры. Оставив там членов экспедиции, Крузенштерн на оленях двинулся в Архангельск, потом направился в Петербург.
После Павел Павлович был направлен на Балтику. Несколько лет плавал на различных судах, командовал канонерской лодкой, входившей в состав эскадры, крейсировавшей у Аландских островов, корветом «Витязь» в Средиземном море, затем попал на Аральское море. Здесь он сильно заболел ревматизмом, но это не помешало ему выйти на помощь пароходу «Самарканд», потерпевшему аварию в Сыр-Дарье, на поставленном на зимовку судне «Арал», которым он командовал наряду с баржей № 3. Крузенштерн работал по пояс в воде вместе с матросами 17 суток. Пароход был спасен, но Крузенштерн повредил легкие. К концу ноября 1870г. он вернулся Петербург и слёг. Лечился в Эстонии, Италии, Германии. В университетской клинике Юрьева (Тарту) ему сделали операцию, но она не помогла. Умер в 37 лет, не успев увидеть орден за спасение «Самарканда». Незадолго до смерти произведен в капитан-лейтенанты.