Карл Теодор Кернер (Carl Theodor Körner 1791 –1813) – немецкий поэт, участник добровольческого корпуса Лютцов. Известен патриотическими песнями в борьбе за свободу Германии против Наполеона.
Родился в Дрездене в семье советника. Помимо родителей в воспитании Карла принимала участие его тетя, художница Dora Stock (1760 –1832). Дом родителей Кернера славился как литературный салон и центр социального освобождения среднего класса на весь Дрезден. В 1808 г. уехал учиться горному делу во Фрайберг, с 1810 г. учился в Лейпциге, где принимал участие в студенческих беспорядках. После обучения, в 1811 г., переехал в Вену, где подружился с писателем Ф. Шлегелем и филологом и философом В. фон Гумбольдтом. В Вене Кернер написал несколько стихотворений и драматических произведений. В 1812 г. получил должность придворного театрального поэта. В том же году обручился с актрисой Антони Адам Бергер. Во время Войны шестой коалиции, в марте 1813 г., вступил в добровольческий корпус Лютцов (Lützowsches Freikorps). Даже в разгар военных кампаний Кернер продолжал писать стихи и другие произведения. 26 августа 1813 г. смертельно ранен, похоронен своими друзьями под дубом в селе Веббелин. Надгробный памятник на могиле поэта, спроектированный немецким архитектором Г.Ф. Тормейером (Gottlob Friedrich Thormeyer, 1775 -1842) открыт в 23 сентября 1814 г. Вокруг могилы Кернера и членов его семьи стал складываться национально-патриотический мемориал.
Кернер был человеком своего времени – молодым забиякой, идеалистом и патриотом. Самая известная из песен Кернера - Lützows wilde verwegene Jagd (Дикая удалая охота [корпуса] Лютцов), стихи Кернера положил на музыку немецкий композитор Карл Мария фон Вебер (Carl Maria Friedrich Ernst von Weber 1786–1826). Эта песня о борьбе против наполеоновского угнетения в начале 19 в. быстро обрела популярность и не забыта до сих пор. В числе других известных произведений зингшпиль* Der vierjährige Posten («4 года после»), который положил на музыку Франц Шуберт в 1815 г. (1-е исполнение случилось только в 1869 г. в Дрездене).
Погибнув молодым, Кернер стал «светским святым», эталоном борца-патриота в масштабе всей Германии, национальным героем. В 1863 г. при его могиле в Веббелине было проведено крупное празднование в честь 50-летия со дня кончины и организован музей. На празднике выступали гимнастические и хоровые общества, он привлек множество либерально и демократически настроенных граждан. После музей Кернера в Веббелине стал местом паломничества немецких националистов, образ Кернера трансформировался соответственно политическим запросам 19 и 20 веков. В 1891 г., к 100-летию со дня рождения, появились новые группы почитателей Кернера – военные клубы из ветеранов немецких объединительных войн (1864, 1866, 1870-71 гг.) и университетских студентов. Таким образом, в культе Кернера усиливался милитаристский элемент и государственное влияние на молодежь. Кернер превратился в образец высшей цели человеческой жизни, и только социал-демократы отвергали посвященные Кернеру празднования как «оргии расовой и национальной ненависти». У немецких националистов пользовались особой популярностью самые националистические песни Кернера и наиболее пронизанные ненавистью к Франции. Нацисты мифологизировали фигуру поэта, сделали из него объект культа. В годы нацизма мемориал Кернера был преобразован в «национальную святыню» и служил фоном для парадов и прочих партийных мероприятий. После окончания Второй мировой войну музей Кернера в Веббелине был закрыт, многие экспонаты были утрачены, даже большой бронзовый памятник поэту, стоящий в Дрездене, планировалось переплавить. Тем не менее в 1952 г. музей был снова открыт, в 1970 г. была учреждена премия имени Теодора Кернера. Новая экспозиция в музее появилась после воссоединения Германии в 1997 г.
*музыкально-драматический жанр, популярный в Германии 18-19 вв.