Военно-грузинская (быв. Дарьяльская) дорога — основной транспортный маршрут через главный Кавказский хребет, построенный на протяжении исторического пути, который в древности связывал северный Кавказ и Закавказье. С 1799 г. дорога соединяет города Владикавказ и Тифлис (Тбилиси), она проходит по долине р. Терек, пересекает Скалистый хребет по Дарьяльскому ущелью и по ущелью р. Байдарка, проходит через Крестовый перевал и долины рек Белая, Арагви и Кура. Первые упоминания этого пути встречаются в грузинских летописях 2 в. до н.э. и в трудах древнегреческого географа и историка Страбона (1 в. до н.э.). В эпоху феодального расцвета Грузии (11-13 в.) Дарьяльская дорога приобрела особое значение в торговых отношениях государства со своими соседями. Регулярные передвижения военных отрядов через Кавказский хребет началось в правление Екатерины II, когда в Грузию были отправлены русские войска, а во время русско-турецкой войны грузинские военные отряды сражались с турками в Закавказье. Дорога для передвижения конных отрядов была построена русскими войсками в связи с подписанием Георгиевского трактата о протекторате России над Восточно-Грузинским царством в 1783 г. Постоянное сообщение на ней открылось в 1799 г. После добровольного присоединения Грузии к России, оформленного манифестом от 12 сентября 1801 г., Дарьяльская дорога приобрела важное военно-стратегическое значение. С 1803 г. началась ее реконструкция и строительство защитных укреплений. С 1814 г. дорога стала пригодна для передвижения колесного транспорта, через несколько лет на ней заработала «экстрапочта» Санкт-Петербург—Тифлис, с 1834 г. почтовое сообщение стало регулярным. С 1857 по 1863 г. шло строительство Млетского спуска, состоящего из пяти ярусов, так же в это время были возведено значительное число других инженерных и гражданских сооружений. После окончания строительных работ состоялось официальное открытие Военно-грузинской дороги, которая одновременно получила свое современное название. С 1911 г. между Владикавказом и Тбилиси открылось регулярное автомобильное движение. В середине 1920-х гг. был проведен ремонт дороги, заново построены мосты и тоннели. С 1928 г. Военно-грузинская дорога имеет асфальтовое покрытие. К образам величественной природы этой древней магистрали в своем творчестве обращались А.С. Пушкин , М.Ю. Лермонтов, А.П. Чехов, А.М. Горький, И. Ильф и Е. Петров.
Военно-Грузинская (быв. Дарьяльская) дорога
- Новинки
- Новый год 2025
-
По профессиям и хобби
- Авиация, воздухоплавание
- Банк, финансы
- Военные, силовики
- Железная дорога
- Космос, астрономия
- Легкая промышленность
- Медицина
- Металлургия, металлообработка
- Наука, образование
- Нефть, газ, геология
- Политику, чиновнику, дипломату
- Полиция, МЧС, ГИБДД
- Почта, логистика, перевозки
- Религия, церковь
- Рыбалка, охота
- Сельское хозяйство, пищевая промышленность
- Страхование
- Строительство, архитектура
- Театр, кино, музыка
- Телевидение, радио, СМИ
- Торговля
- Транспорт, техника
- Туризм, путешествия
- Флот
- Энергетика
- Экология, ветеринария
- Юриспруденция, суд
- IT (информационные технологии)
- КГБ СССР, ФСБ РФ
- Спорт
- Популярные темы
- Гравюры, литографии
- Плакаты советские, реклама
- Карты, планы городов
- Ценные бумаги
- Живопись, графика
- Современное искусство
- Серебро и фарфор
- Книги, автографы
- Предметы быта, интерьера
- До 10 тысяч!
- Подарочная упаковка
- Продажа коллекций (new!)